• пятница, 29 Марта, 12:16
  • Baku Баку 14°C

Азербайджанский реставратор раскрыл библейскую тайну картины русского художника XVIII века (Фото-Видео)

20 октября 2017 | 19:30
Азербайджанский реставратор раскрыл библейскую тайну картины русского художника XVIII века (Фото-Видео)
Произведения живописи иногда имеют странные судьбы… Как будто не художник, а чья-то злая судьба заколдовывает их, а потомкам только и остается любоваться и разгадывать тайны этой судьбы.
Для разгадывания подобных запутанных историй картин и возвращения им светлого образа существует профессия реставратора. Художнику Ивану Салахову с группой искусствоведов Третьяковской галереи удалось раскрыть одну из удивительных загадок ХХ века: вчера в главном художественном музее Москвы была представлена работа художника 18 века Андрея Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм».
- Эта картина попала в Третьякову как дар семьи известного детского нейрохирурга Андрея Андреевича Аренда, - рассказывает Иван Салахов. – Тогда она называлась «Крещение князя Владимира в Корсуне». Как она попала в семью известного врача и коллекционера – загадка. Полотно находилось в ужасном состоянии, было очевидно, что она многократно реставрировалась , причем неумелой, непрофессиональной рукой. Когда удалось расчистить верхний слой записей, сразу же возникли сомнения – а действительно ли картина отражает именно эти события? Лица участников радостного обряда крещения были напряженными, фигуры не соответствовали торжественному празднику. Мы начали буквально по крохами собирать информацию о картине Андрея Иванова…
Обнаружилась фантастическая история. Андрей Иванович Иванов, вошедший в историю как великий педагог (его учениками был Карл Врубель и собственный сын – знаменитый русский художник Александр Иванов, создатель шедевра «Явление Христа народу») сам был великолепным живописцем. Много и успешно работал на заказ. Для храма русской православной миссии в Пекине Иванову были заказы четыре полотна на библейские темы. Одно из них - «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». В огне исторических схваток начала ХХ века православный храм в Пекине был уничтожен, картины пропали. Каким-то чудесным, загадочным образом «Амвросия» переправили в Россию. Неизвестно, в каких руках он побывал и сколько раз полотно «поправляли», но к тому моменту, как она попала в коллекцию доктора Аренда, она была переименована и неоднократно подкрашена.
Ивану Салахову предстояло вернуть полотно в первоначальный вид. Работа длилась несколько лет. И вот вчера обновленный «Амвросий Медиоланский» предстал перед зрителями Третьяковской галереи. А художник-реставратор Иван Салахов стал главным героем вечера.

Ивану Салахову 40 лет. Он – младший сын знаменитого азербайджанского художника, академика живописи Таира Салахова. После окончания художественного вуза пришел на практику в реставрационные мастерские Третьяковки, да так и работает там до сих пор.
- В общем-то моя жизнь предопределена с детства, - говорит Иван Таирович. – В нашей семье любят вспоминать, как я в пятилетнем возрасте начеркал каракули на почти законченной картине отца. Он отошел от этюда на минуточку, а тут как раз я со своими красками… Был наказан, конечно, но в этом невинном баловстве родители разглядели будущую судьбу.
Отец рисовал, его выставки гремели во всей стране, в родном Азербайджане он был признан как национальный художник. А когда в семье два художника, один из них должен работы другого сохранять . Так меня судьба определила в реставраторы, и я очень этим горжусь, потому что это не только творческая, но еще и научная, исследовательская работа.
В день открытия выставки отреставрированной картины Иван Салахов находился не в привычной для него роли – он был в центре внимания, у него все брали интервью, вокруг него стрекотали камеры и щелкали фотоаппараты. Обычно такая роль достается его жене – солистке популярной группы «Непара» Виктории Талышинской.
История их любви весьма романтична: ребята познакомились двадцать лет назад, но судьба все время разводила их.
- Периодически мы встречались, понимали, что нравимся друг другу, но… , - рассказывает Иван. - То Вика была замужем, то я был несвободен. Но три года назад мы встретились и оказалось, что, наконец, оба свободны и нам хорошо вместе. Мы поженились, а в прошлом году родилась дочка Варвара.
Для Виктории рождение дочери стало судьбоносным, ради покоя семьи она готова была оставить сцену, но против этого выступил муж, Иван Салахов. Группа «Непара» собирает полные залы, у нее плотный гастрольный график, а для актрисы очень важно быть востребованной.
Виктория Талышинская – нетипичная поп-звезда, абсолютно нетусовочный человек. Ее редко можно встретить на светских вечеринках.
- Для меня важнее побыть дома с дочкой и мужем, - говорит Вика. – Я люблю мероприятия, которые связаны с работой мужа. Дочка еще очень мала, чтобы оставлять ее надолго, я отказываюсь от гастролей, которые связаны с длительными отъездами.
Иван вырос в прекрасной семье, меня приняли там как родную. Когда все собираются вместе, на столе - непременно национальные блюда Азербайджана, невозможно вкусные, которые я пока не очень умею готовить, но я учусь!
Но вернемся к главной виновнице сегодняшнего вечера в Третьяковской галерее. Полотно Андрея Иванова, заново рожденное, как будто и правда отмечало день рождения.
Выступали высокие гости, пел прекрасный хор храма при Третьяковской галерее, у картины толпились первые нетерпеливые зрители. Как сложится судьба картины, что ждет ее дальше?
До 18 января 2018 года она будет красоваться в Третьяковке (11-й зал), а потом, скорее всего, снова покинет пределы родины и будет доставлена в Пекин, в православную российскую миссию, для которой, собственно, она и была создана почти двести лет назад.
Портал «Москва-Баку»
banner

Советуем почитать