• пятница, 29 Марта, 18:15
  • Baku Баку 14°C

Полный назад?

28 октября 2017 | 10:57
Полный назад?

На днях Дональд Трамп сделал достаточно странное заявление, дескать, решению северокорейской проблемы мешают плохие отношения США и России. «Китай помогает нам, а Россия, возможно, идет в другом направлении и наносит ущерб нашим достижениям», - сказал Трамп, комментируя ситуацию вокруг Северной Кореи.
Тут сразу напрашивается логичный вопрос: а кто мешает улучшению этих отношений? Ведь именно США всегда были инициатором всяческих санкций и ограничений, начала дипломатической войны с Россией… Потому выражения Трампа наводят на мысль: либо он не владеет ситуацией, либо же от него просто скрывают правду. Ведь не секрет, что воинственная риторика президента США в отношении КНДР тоже построена на предположениях. Ясно видно, что в его окружении некоторые, особенно силовые структуры, думают по-другому. Оснований для этого у военных больше, чем у Трампа, который озвучивает угрозы, а его оппоненты проигрывают возможную ситуацию и прекрасно понимают, к чему эти угрозы могут привести. Однако, судя по последним событиям, трезвость ума дает результаты, и Трамп уже сбавляет обороты воинственной риторики. Как говорится, «хорошая мысля приходит опосля».
Накануне Трамп отправил главу Пентагона Джеймса Мэттиса в демилитаризованную зону (ДМЗ) на границе с КНДР. Вообще-то предлогом азиатского турне был визит в Таиланд для участия в похоронах короля Пхумипона Адулъядета (Рамы IX). Из Таиланда он отправился в Южную Корею, и уже там заявил, что Вашингтон выступает за урегулирование ситуации вокруг Северной Кореи дипломатическим путем. Мэттис также отметил, что у США есть сценарий военного развития событий, но мирное урегулирование сложившейся ситуации на Корейском полуострове у них в приоритете. «Есть ли у нас военные варианты реагирования, если на нас нападут или нападут на наших союзников? Безусловно, есть. Но все настроены на мирное урегулирование. Мы не спешим воевать», - резюмировал глава американского военного ведомства.
В трактовке сложившейся ситуации неувязочка получается, однако. Что означает «если на нас или на союзников» нападут? Кто собирается нападать на Южную Корею или тем более на США? Нет, логически все правильно, любая страна должна иметь план противодействия на случай возможного нападения. Но ведь в данном случае на конфликт нарываются именно США, угрожающие устами Трампа «стереть с лица земли КНДР». А Ким Чен Ын отвечает тем, что в случае хотя бы одного выстрела в сторону его страны противник получит шокирующий адекватный ответ.
На наш взгляд, нынешнюю ситуацию достаточно точно определил военный эксперт Борис Подопригора: «Первое - пока уровень напряженности в отношениях США и КНДР приблизительно соответствует предыдущим ситуациям, которые возникают один раз в два-три года. Второе - существенным негативным фактором является желание администрации Трампа, а точнее его самого, провести маленькую победоносную войну».
Что же касается мнения Трампа о том, что разрешению конфликта мешает Россия, здесь, по-видимому, имеет место нечто другое. Трамп всего один раз встречался с Владимиром Путиным, после чего стороны назвали встречу конструктивной, хотя ничего существенного она не дала, напротив. Пока стороны не намерены встречаться, и даже Джеймс Мэттис, участвовавший в совещании АСЕАН, не соизволил подойти к министру обороны России Сергею Шойгу после его выступления. Хотя по всему было видно, что он очень внимательно слушает Шойгу. А ведь, как правило, на таких встречах военные коллеги хотя бы перекидываются парой слов, они более независимы, чем главы государств. Наблюдатели считают, что Мэттис, видимо, не набрался духу, чтобы подойти к Шойгу.
Между тем министр обороны России Шойгу посвятил свое выступление тем мерам, которые предпринимаются Москвой для мирного урегулирования конфликта в Сирии и нормализации гуманитарной обстановки на этой земле. Он рассказал о том, как уничтожается финансовая подпитка боевиков, и результатах работы ВКС. Выступивший следом Мэттис ни слова не произнес о Сирии. И когда в перерыве к нему с вопросом о возможной встрече главы Пентагона с Шойгу подошел обозреватель телеканала «Звезда», ответ Мэттиса был краток: «Все возможно».
Тем временем на следующей неделе начинается азиатское турне президента США Дональда Трампа, в ходе которого он посетит и Южную Корею. Ранее сообщалось о том, что в Белом доме идут дискуссии о возможности его визита в демилитаризованную зону. Сам Трамп уклонился от прямого ответа на этот вопрос. Но в Северной Корее крайне негативно восприняли посещение демилитаризованной зоны лидерами США и их союзниками. Там считают, что американцы и их союзники готовят некий план вторжения на территорию КНДР.
Понятно, что после посещения Мэттисом демилитаризованной зоны туда должен был поехать и глава НАТО Йенс Столтенберг, что подтвердилось буквально накануне: он намерен нанести трехдневный визит в Южную Корею на будущей неделе. Во время пребывания Столтенберга в Южной Корее запланировано его обсуждение с соответствующими южнокорейскими представителями вопросов «координированного подхода» к КНДР, нераспространения оружия массового уничтожения, кибербезопасности и противодействия терроризму. В ходе визита, как отметило внешнеполитическое ведомство США, он проведет переговоры с главой МИД Кан Ген Хва, нанесет «визит вежливости» президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину, посетит демилитаризованную зону.
Так что же имеет в виду Трамп, говоря о том, что Россия мешает разрешению конфликта? Попытку найти крайнего? Скорее всего, нет.
После многомесячной психологической атаки на КНДР, подкрепленной американскими авианосцами, президент США фактически признал свое бессилие перед Северной Кореей. Теперь «головную боль» Вашингтона должна решать Россия. Скорее всего, Трамп хочет «втравить» в конфликт Россию, у которой более или менее нормальные отношения с КНДР. Об этом он должен бы попросить Россию, но ему не позволяет гордость. Ведь это будет похоже на политику «кнута и пряника». С одной стороны, непрерывные санкции, дипломатические «бяки», с другой - призыв: помогите!
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать