• четверг, 25 Апреля, 13:38
  • Baku Баку 23°C

Как сиамские близнецы

11 ноября 2017 | 11:26
Как сиамские близнецы

ПОЗИЦИЯ
О важности и сути переговоров в Вашингтоне премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма c вице-президентом США Майком Пенсом свидетельствует хотя бы представительность делегации братской страны, включая главу МИД Мевлюта Чавушоглу и министра энергетики Берата Албайрака.
То, что представители братской страны с места в карьер заявили, что Анкара ожидает от партнера по НАТО прекращения поставок оружия сирийским «Отрядам народной самообороны», не было неожиданностью для их визави.
Новая администрация Белого дома знает, какое наследство оставила ей команда Барака Обамы хотя бы в виде стратегических договоренностей с курдским этносом в Сирии, но она не может отказаться от услуг не самого доверенного партнера, так как тот может запросто переметнуться в сторону Кремля, тем более, что именно Москва сегодня раздает преференции в этой стране.
В чем причина?
Потому Пенсу нечем крыть, когда турки напирают на недопустимость поставок оружия ОНС, тем более что вопрос борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) практически закрыт, а отряды пешмерге обеспечивались всем необходимым как раз под реализацию этого проекта.
И действительно, как можно финансировать и вооружать до зубов одну террористическую организацию, пусть даже «марксистско-ленинского толка», для войны с другими отморозками. Тем более что американцы видят, как на протяжении последних четырех лет вандалы из КРП взрывают города и веси их союзников (одних только военных погибло 239 и более тысячи гражданских лиц), причем не просто видят - пару раз взрывы происходили вблизи их посольства в Анкаре.
У варваров «рабоче-крестьянского происхождения», между прочим, сегодня гораздо больше оружия, чем у разрекламированного ИГ (тяжелое вооружение, танки, артиллерия заокеанского производства), плюс сорокалетний опыт войны в горах. Помнится, Пентагон обещал это оружие изъять, «как только покончим с исламским интернационалом», но есть ли механизм этого, если главари ОНС официально получили в течение четырех лет 3,5 тыс. одних только грузовиков, сотни тысяч единиц стрелкового оружия и немерено боеприпасов, большая часть которых уже распределена между курдами Ирака, Сирии, Ирана, и прежде всего - Турции. А ведь этого можно было избежать, будь американские стратеги поответственнее, но они предпочитают напряженность в отношениях с турками, не отвечающую интересам ни одной из сторон, списывать на «сближение Анкары с Москвой». Кроме того, остается открытым вопрос экстрадиции из штата Пенсильвания лидера движения «Хизмет» проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в создании ФЕТО («Террористическая организация фетхуллахистов») и организации неудачной попытки госпереворота 15 июля 2016 года. А ведь все необходимые доказательства и юридические процедуры выполнены.
Кстати, по этому поводу премьер Турции так и сказал, что «отсутствие четких шагов американской стороны по этому делу может навести Анкару на определенные выводы по поводу наличия иных причин, побуждающих Вашингтон к отказу от сотрудничества с нами».
Дипломатический реверанс
Ну а поскольку у вице-президента заокеанской державы нет для ответа контраргументов, он не нашел ничего другого, кроме как выразить «глубокую обеспокоенность» в связи с арестами американских граждан и местных сотрудников дипмиссии США в Турции, журналистов и членов гражданского общества в условиях действия режима ЧП, призвав к прозрачности и надлежащему процессуальному рассмотрению этих дел.
Напряженность в отношениях двух стран тлеет с 2013 года, а последний ее виток пришелся на 4 октября, когда турецкая жандармерия арестовала сотрудника генконсульства США в Стамбуле Метина Топуза по обвинению в нарушении конституции и попытке сместить правительство братской страны. После этого Госдепом была приостановлена выдача неиммиграционных виз во всех дипмиссиях на территории Турции, ну и Анкара ответила тем же, прекратив выдавать визы американским гражданам. Сейчас процесс рассмотрения визовых заявлений возобновлен, но в ограниченном режиме. Обменявшись словесными выпадами, Йылдырым и Пенс все-таки выразили надежду на то, что их встреча «поможет начать новую главу в отношениях между друзьями и союзниками». К тому же глава Сената поблагодарил турецкое правительство за вклад страны в глобальную безопасность и разгром группировки ИГ, подчеркнув, что Вашингтон поддерживает Анкару в борьбе «с КРП и другими террористическими угрозами».
При этом обратите внимание, об ОНС не было сказано ни слова. Очевидно, как и прежде, в Вашингтоне отказываются признать, что речь идет о сирийском придатке «рабочей партии». То есть, признаем, что особых подвижек на переговорах все же достигнуто не было.
Самодостаточность без ущерба
Комментируя ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй», глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сослался на множество вызовов перед братской страной, с которыми она столкнулась по мере обогащения и усиления международных позиций:
- Анкара сегодня как никогда стоит лицом к лицу с угрозами, исходящими от исламских радикалов, от европейских столиц, от КРП и даже части собственной политической оппозиции, настолько переплелся клубок противоречий за время пятнадцатилетнего правления команды Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако ее геополитическое положение, а также важность миссии в Североатлантическом альянсе делают оппонентов сговорчивее. Так, братская страна вместе с Францией (!) и Италией подписали в штаб-квартире НАТО в Брюсселе меморандум о намерении усилить взаимодействие по программам совместной обороны. Речь идет о системах противоракетной обороны и зенитных ракетных комплексов. В первую очередь участники изучат ракетную систему SAMP-T производства EUROSAM и определят общие потребности трех стран. Кроме того, эти же субъекты Альянса планируют укрепить сотрудничество в области совместного производства систем противоракетной обороны и зенитных ракетных комплексов, а также военных электронных систем, программного обеспечения, симуляторов и военного снаряжения. Этот позитив позволяет нивелировать отрицательные ожидания от дрейфа Анкары в сторону Москвы, так как ей решать, с кем дружить - лишь бы не против военного блока, в котором она представлена с начала «холодной войны». Правда, сентябрьский контракт на покупку Турцией систем ПВО С-400 у России вызвал немало беспокойства в Альянсе, но что было делать, если многочисленные призывы к Вашингтону и другим столицам Запада о поставках современных оружейных систем были ими проигнорированы? Как-то нескладно получается: с одной стороны, администрация Белого дома, независимо от партийной принадлежности, не желает сближения Москвы и Анкары (по их мнению, этот шаг не в интересах ни США и ни Турции), но одновременно с этим они отказываются делиться технологиями с со своим «ключевым партнером», как они называют братскую страну. В результате заокеанская стратегия в духе «старшего брата» оборачивается взаимными упреками и недопониманием…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать