• пятница, 29 Марта, 15:23
  • Baku Баку 14°C

Дохлое дело

26 января 2014 | 14:38
Дохлое дело

Леса Хачмазского района преподнесли сюрприз для видавших виды отечественных потребителей. Огромные свалки останков парнокопытных - ослов и лошадей долго транслировали и описывали местные СМИ. Чрезвычайно догадливые журналисты и чиновники изощрялись в предположениях, кто и как употребил туши убиенных или умерших естественной смертью животных. Причем ответить на вопрос «кто?» нам вряд ли удастся, другое дело - как и куда употребили падаль? Для этого достаточно приглядеться к прилавкам рынков и продукции наших колбасных цехов.
Глава Союза свободных потребителей (ССП) Эйюб Гусейнов не теряется в догадках и готов приступить к реальным действиям. Например, приготовить из найденных останков хаш и накормить этим блюдом сотрудников контрольных ведомств, в том числе работников хачмазского отделения ССП.
- Так и пишите, - предварил он мое искушение.
Но вопреки логике и желанию руководителя ССП, питаться падалью приходится нам с вами. По мнению Э.Гусейнова, в нелегкой ситуации на рынке мясной продукции повинна дефектная потребительская политика. По этому поводу главный защитник прав потребителей обращался в различные ведомства и Минэкономразвития. Но главное - законы наши запрещают госорганам и неправительственным организациям напрямую вмешиваться в работу бизнес-структур. Это значит, что обнаруженная, к примеру, некачественная колбаса пролежит на прилавках немало дней, прежде чем Минюст выдаст разрешение на проверку. Другая нелепость - перед тем как начать проверку министерство обязано уведомить об этом предпринимателя. Остается надеяться, что опасная продукция будет дожидаться сотрудников контрольных органов.
Великая тайна
Несложно понять причины низкого качества колбасных изделий, если проследить процесс сертификации. Экспертизу Минздрава проходит партия показательного фарша, после чего компания может не беспокоиться о качестве сырья от нескольких месяцев до года. По аналогичному сценарию действуют сертификаты Госстандарта, коему вверено проверять оборудование и весь цикл производства. Сертификаты должны выдаваться на партию товара, считает Э.Гусейнов. Только так и никак иначе можно контролировать заветное качество.
На вопрос о том, можно ли есть местные колбасы, главный защитник прав потребителей ответил весьма уклончиво. Он насчитал до 70 колбасных цехов, 50 из них действует официально, представить же, что происходит в 20 других, оставляем на воображение читателя. Узнать, что скрывается под массой специй, красителей, стабилизаторов, эмульсий и соевых добавок, почти невозможно, потому что состав местных колбасных изделий - великая тайна, которую не доверяют покупателю.
Хачмазский деликатес
- Хачмазская находка подтверждает, что падаль поступает на наши рынки организованно, - сказал Э.Гусейнов. - В регионах Муганской зоны действует организованная группа, которая реализует этот «деликатес». Встретить его можно и на столичных рынках по бросовым ценам, - уверен руководитель ССП.
О причинах происходящего и путях решения проблемы рассказал эксперт по аграрным реформам НПО «Центр экономических исследований» (ERC) Вахид Магеррамов.
- Себестоимость мяса в Азербайджане высокая - 5 манатов за килограмм, поэтому рыночная стоимость качественного продукта не может быть ниже 8 манатов. Перевозка, убой скота и реализация обходятся в 3 маната к исходной стоимости. Продавать дешевле говядину нерентабельно. Цена за баранину не может быть ниже 10 манатов, - убежден эксперт.
К слову сказать, себестоимость мяса в Азербайджане намного выше, если сравнивать со средним показателем постсоветского пространства, где она равна 3 евро за килограмм. На фоне низкой покупательской способности населения и слабого контроля рынки полнятся дешевой продукцией сомнительного происхождения и качества. В чем причина и как с этим быть?
- Экстенсивное животноводство - главная причина низкого качества и высокой цены, - считает В.Магеррамов. - Поголовье у нас большое: свыше 2 млн. 700 тыс. крупного и более 8,500 мелкого рогатого скота. И это на фоне недостатка пастбищ и плохих условий содержания. Для сравнения, привес крупного рогатого скота при интенсивном подходе составляет 1 кг в день, в наших хозяйствах это 400-500 граммов. Привеса у мелкого рогатого скота нет.
С другой стороны, не хватает кормов, часть идет впустую, только на физическое содержание животных. Чтобы иметь на рынках дешевое качественное мясо, нужно начать с главного: во-первых, уменьшить поголовье, во-вторых, повысить показатели кормовой ценности. Нам хватит 1 млн. крупного рогатого скота на откорме. Нужно работать над мясным направлением в животноводстве, сегодня оно у нас универсальное. Фермеры не могут решить эту проблему в одиночку, им требуется государственная помощь. Многие не понимают, что можно ввести мясные породы и получить хороший результат. К решению вопроса можно и нужно подключить Институт генетики и селекции.
Импорт наступает
По мнению эксперта, продукция местных фермеров рискует потерять конкурентоспособность на фоне масштабного импорта. Доля импорта в 2013 году составила более 41 млн. долларов.
- Есть физиологическая годовая норма потребления, для нашей страны это 800 тыс. тонн в год, - сказал В.Магеррамов. - Азербайджан производит лишь третью часть этой нормы - 250 тыс. тонн. 25-30 тыс. тонн поступает из-за границы. Итак, к вопросу: почему проникает на рынки несъедобное мясо? Мы не можем полностью удовлетворить внутренний спрос. С другой стороны, высокие цены на фоне низкой покупательской способности населения и слабого контроля создают благоприятную почву для манипуляций нечистых на руку дельцов.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать