• пятница, 19 Апреля, 09:14
  • Baku Баку 13°C

Структура момента

19 сентября 2015 | 10:21
Структура момента

В братской стране, похоже, не скоро утрясется политический кризис, связанный с невозможностью создания парламентской коалиции. Несмотря на большой опыт демократии, ни одна из основных партий, включая правящую, не может или не хочет поступиться принципами. Вот и президент Реджеп Тайип Эрдоган признал этот факт, сославшись на отсутствие культуры слияния интересов.
Помня историю

Глава государства недоволен отнюдь не со злости на оппонентов, просто, по его мнению, такова современная история страны - ни одна из коалиций за почти столетнее существование еще ни к чему хорошему не привела.
Сразу оговоримся: может, он и прав, но лишь отчасти, поскольку в данной ситуации он и сам ответственен за нестыковку. После того как нынешний председатель Партии справедливости и развития (ПСР) Ахмет Давутоглу сложил с себя полномочия по формированию коалиционного правительства, мандат на его создание, согласно Конституции, должен был получить лидер второй крупнейшей парламентской фракции - председатель Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу. Но не тут-то было: президент сразу отказал ему в этом, мотивировав свое решение тем, что он, мол, сохраняет за собой право лишить мандата тех, «кто не знает дорогу в Бештепе» (квартал в Анкаре, где расположена новая президентская резиденция Ак Сарай). Надо сказать, что когда в СМИ прошла информация о том, что на строительство грандиозного дворца были затрачены из госбюджета, по официальной оценке, $615 млн., это вызвало резкую критику оппозиционеров и они тут же заявили о нежелании признать Ак Сарай, решив игнорировать проводимые там мероприятия. Так что отказ явиться на поклон сыграл с Кылычдароглу злую шутку - он потерял шанс участвовать в формировании правительственной коалиции.
Однако это не единственная и, пожалуй, не самая главная причина, из-за которой никак не может сформироваться новое правительство. Начнем с того, что ПСР и НРП идеологически чужды друг другу. Республиканцы принципиально настаивают на обеспечении полной независимости судебной власти и свободы прессы. Эрдоган же со своей командой тихой сапой движутся к президентской форме правления с сильной исполнительной властью, способной ослабить иные ветви. Вот основная оппозиционная партия и недовольна - там считают, что турецкая идентичность и унитарная форма государственного устройства не подлежат обсуждению в Конституционной комиссии, независимо от ее состава.
Что касается остальных двух парламентских партий, набравших голосов поровну, Партия националистического движения (ПНД) во главе с «несгибаемым» во всех смыслах Довлетом Бахчели не хочет идти ни на какие компромиссы с «предателем наследия Ататюрка» Эрдоганом, а прокурдская Демпартия народов и вовсе не партнер ПСР - эрдогановскую команду просто освищут, если та объединится с сепаратистами, поддерживающими курдскую террористическую группировку, причастную к последним терактам, унесшим множество жизней.
Борьба до конца
Что касается позиции самого Эрдогана, то он буквально зациклен на продолжении борьбы с так называемым «параллельным государством». В ПСР считают, что коррупционный скандал 17-25 декабря прошлого года был не чем иным, как попыткой государственного переворота, и это лишний раз, по их мнению, доказывает, что «параллельные силы», намеревавшиеся захватить власть в стране, все еще представляют угрозу национальной безопасности. Поэтому борьба с этими силами - вопрос государственного значения. Основное же условие эрдогановской команды - продолжение курса перехода страны к президентской форме правления.
Как видим, идеологические цели и установки участников диспозиции настолько разнятся, что создание коалиционного правительства, мягко говоря, представляется крайне трудной задачей. Так что Ахмету Давутоглу, получившему мандат на формирование переходного правительства, которое должно подготовить проведение новых парламентских выборов 1 ноября, есть чем озаботиться.
Согласно Конституции, в состав временного правительства должны были войти по нескольку представителей всех парламентских партий. Но и тут Кылычдароглу, и Бахчели четко дали понять, что их партии не откликнутся на призыв Давутоглу, которого они считают главным виновником провала переговоров по коалиции. Лишь сын основателя ПНД Алпарслана Туркеша - Тугрул принял приглашение войти в состав переходного правительства, за что был подвергнут обструкции в партии. Зато в прокурдской ДПН не преминули воспользоваться представившимся шансом войти в состав правительства сразу два депутата - Али Хайдар Конджа и Мюслюм Доган получили портфели министра по делам Евросоюза и министра развития соответственно.
Так что, может быть, зря президент Турции грешит на отсутствие в Турции политической культуры? Может, такова «структура момента», да и сам он наломал немало дров?
Экспертное мнение
По мнению политолога Ильгара Велизаде, политические партии Турции действительно идеологически разнонаправлены:
- Исключение тут составляют разве что ПСР и ПНД, у которых есть точки соприкосновения и которые, в принципе, могли бы сотрудничать. Но ПСР постарается добиться на внеочередных выборах такого результата, который позволил бы ей формировать правительство самостоятельно. В пользу этого говорит тот факт, что 12 сентября в ходе V Генерального конгресса пересмотрены правила, препятствующие членам партии, проработавшим в парламенте три срока подряд, баллотироваться в депутаты. Ведь эти видные, популярные политики фактически были лишены возможности участвовать в выборах 7 июня. Теперь же им будет дан зеленый свет перед голосованием 1 ноября, что должно принести ПСР дополнительные мандаты.
Касательно вопросов экономического развития страны: премьер-министр Ахмет Давутоглу обещал сохранить макроэкономические показатели на прежнем уровне. Это прямой месседж избирателям: мол, несмотря на углубляющийся мировой кризис, в Турции не будет сокращения рабочих мест. И, наконец, премьер также указал, что его партия и правительство намерены ужесточить борьбу с терроризмом. Подтверждением его слов служат проводимые силовыми структурами Турции антитеррористические операции в восточных и юго-восточных регионах страны. В принципе, озвученные Давутоглу в ходе конгресса планы можно считать частью предвыборной программы ПСР. А что из этого получится - покажет время, тем более что ждать осталось всего полтора месяца.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать