• суббота, 20 Апреля, 10:09
  • Baku Баку 14°C

Без крайностей

29 ноября 2017 | 10:04
Без крайностей

РЕГИОН
Итак, у курдской автономии не будет своих углеводородов на продажу - это стало понятно после того, как официальный Багдад пообещал Анкаре в кратчайшие сроки построить новый участок нефтепровода от Киркука до турецкого порта Джейхан.
По словам министра нефти Джаббара аль-Лаиби, линия будет построена в обход владений Эрбиля - начинается она в богатых «черным золотом» районах и проходит через небольшую территорию вблизи района Шергат, далее направляясь к западной стороне Мосула и реки Тигр, а затем доходит до Зуммара и Фишхабура и далее до порта Джейхан в Турции.
Судя по официальной версии, такое решение вызвано тем, что старый нефтепровод на этом участке сильно поврежден в результате регулярных атак террористов так называемого «Исламского государства» (ИГ) и в настоящее время ситуация не позволяет провести работы по восстановлению основной нитки нефтепровода.
Версия не выдерживает критики
Однако, скорее всего, такое решение преследует цель лишить курдских сепаратистов контроля над трубопроводом, а затем «затянуть финансовую узду» до такой степени, чтобы автономии впредь было неповадно допустить даже мысль об отделении от Междуречья.
По планам министерства, для участия в строительстве нефтепровода, проектная мощность которого составит стандартные 400 тыс. баррелей в сутки, международные компании будут приглашены в ближайшее время. Официальный Багдад понять можно - там решили «ковать железо, пока горячо» в смысле развития военного успеха.
Помнится, в середине октября, когда было объявлено о начале военной операции в провинции Киркук под руководством иракских сил, буквально пару часов спустя просочились новости о взятии под контроль нефтяных и газовых месторождений в военных базах, разбросанных по всей провинции, а к середине дня был полностью восстановлен контроль над всей провинцией после захвата аэропорта Киркук и военной базы К1. И сразу же центральное правительство приняло решение назначить арабского политика Ракана Саида на пост временно исполняющего обязанности губернатора этой провинции, которую курды три года именовали спорной, заселив туда свой этнос вместо этнически близких нам туркманов.
Скорость восстановления контроля над провинцией вызвала тогда много вопросов из-за отсутствия какого-либо сопротивления со стороны кланов Талабани и Барзани. Возможно, в Эрбиль прибыла директива от США о передаче провинции - во всяком случае, агентство Reuters буднично сообщило, что курды, мол, согласились передать северные нефтяные и газовые объекты центральному правительству и добровольно отказались от любых боевых действий между сторонами. Кроме того, прошло сообщение о том, что иракские силы считают, что им не нужно разрешения от кого-либо на развертывание своих сил в районах, находящихся под юрисдикцией Багдада, что соответствует Конституции страны.
Понятное дело, на стороне армии была и сила, помноженная на совместный гнев Анкары и Тегерана, и международное право. Во всяком случае, иракское правительство вполне могло рассмотреть вопрос о привлечении бойцов из пешмерге в провинцию Киркук, как «объявление войны». И тогда центральное правительство после заседания под председательством премьер-министра Хайдера Аль-Абади, на котором присутствовали старшие военные чины и командиры сил безопасности, заявило, что оно будет стремиться расширить свои полномочия в отношении всех спорных районов.
Итоги мобилизации
Этот шаг был сделан через несколько дней после военной мобилизации на окраине города, руководствуясь настойчивостью официального Эрбиля, который не отступал от результатов «референдума о независимости» региона от Ирака. После этого Ирану и Турции оставалось лишь дождаться просьбы соседей о закрытии сухопутных границ с мятежным самонадеянным регионом в дополнение к отмене рейсов в аэропорты Эрбиля и Сулеймании и к введению ряда финансовых санкций, включая лишение региона его доли в финансовом бюджете. И вот тут стоит задаться вопросом: почему американцы отказались от поддержки курдов на столь решающем этапе жизни для их молодого государства - ведь как здорово поддерживали они клан Барзани, позволив в 2014 году захватить не принадлежащие ему территории?
Правда, можно с той же долей вероятности сослаться на роль Тегерана, действовавшего через проиранскую группу братьев Павла и Джалала Талабани, которых генеральное командование пешмерга обвинило в «предательстве» из-за передачи без боя важных объектов центральному правительству.
Кстати, Пентагон сразу же сослался на единство Ирака и призвал стороны к диалогу во избежание шагов, которые приведут к увеличению эскалации конфликта.
Форменный цугцванг
Словом, все это способствовало ускорению событий, и при этом раскладе курдская автономия автоматически попала в цугцванг, когда каждый шаг может усложнить ситуацию. Потому правительство страны стремится быстро остановить экспорт нефти через мятежную территорию, что может «задушить» регион, который в значительной степени зависит от нефтяных доходов, поскольку он все еще экспортирует ежедневно около четверти миллиона баррелей нефти в Турцию. И контроль иракских сил над Киркуком лишит регион этой нефти и вернет ее в трубопровод, который будет перестроен, и это увеличит финансовые проблемы и финансовые обязательства перед международными компаниями, что в результате приведет к международной изоляции, если автономия все же будет настаивать на отделении.
Как объяснил диспозицию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, Ирак в будущем планирует направлять добываемое в Киркуке сырье в обход Эрбиля из-за сохраняющихся разногласий с правительством курдской автономии:
- Производство на трех «спорных» основных месторождениях за полтора десятилетия сократилось примерно втрое, но Багдад намерен увеличить добычу до 1 млн баррелей в сутки, потому и планирует построить новый трубопровод для прокачки нефти, который может стать альтернативой старой ветке, а также серьезно поврежденному в 2014 году участку нефтепровода, берущего начало от города Байджи до КПП «Файш-Хабур» у границы с Турцией. Сразу после эрбильского референдума о независимости Багдад призвал иностранные государства прекратить импорт нефти из автономии и торговать только через центр, на что Анкара отреагировала положительно.
Пикантность ситуации в том, что экспорт нефти из Курдской региональной автономии Ирака все же продолжается. Так, по состоянию на 28 ноября поставки по старой линии составляли 7,5 тыс. баррелей в час, хотя до плебисцита они были вдвое выше. Столь большое снижение может быть связано с тем, что иракские военные выдавили курдов из Киркука и месторождений нефти, которые не находятся в официальных границах автономии. По данным блогеров TankerTrackers.com, последний экспорт оттуда касается трех танкеров с более чем 1,5 млн «бочек», держащих курс на берега Греции, а вот кому предназначается последняя поставка, неизвестно. А это значит, что Барзани перестал надеяться на ранее лояльное к его выходкам правительство Турции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать