• суббота, 20 Апреля, 16:51
  • Baku Баку 23°C

Союз противодействия сепаратизму

06 декабря 2017 | 11:03
Союз противодействия сепаратизму

РЕГИОН
Вооруженные силы Турции спасли четверых иранских пограничников, подвергшихся нападению боевиков террористической организации «Курдская рабочая партия» (КРП) в районе провинции Игдыр. Раненые воины были доставлены в местную больницу, однако несмотря на усилия врачей один из них не выжил.
Признаться, у южан своего сепаратизма хватает, да и курдов немало, но почему-то КРП, обычно «специализирующаяся» на Ираке и Сирии, полезла не в свою вотчину. Да и вообще, такая информация проходит впервые, так как Иран никогда не афиширует свои стычки на межэтнической и межконфессиональной почве.
Однозначно, причину неожиданного присутствия боевиков КРП в Иране следует отсылать к неудачному референдуму о независимости в Курдской региональной автономии Ирака (КРАИ). Дату 25 сентября вечно будут помнить все региональные игроки, включая Сирию и сам неугомонный этнос, настаивающий на государственности, но управляемый общинными обычаями.
Позднее зажигание или нагнетание ситуации?
Турция и Иран в ответ на сентябрьский демарш встали на путь принятия общего «стратегического и долгосрочного решения в отношении последних событий в регионе». К этому призвал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана верховный руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи 4 октября во время встречи в Тегеране. По сути он предложил неожиданный для мирового сообщества союз в противодействии сепаратизму. И помощь турецких пограничников коллегам сопредельной страны как раз и есть координированные совместные действия в этом направлении.
Неслучайно Эрдогана в его поездке в Иран сопровождала представительная делегация, в составе которой был начальник Генштаба Турции Хулуси Акар, у которого состоялись отдельные переговоры с министром обороны ИРИ. И то, что в блоке вопросов, связанных с проблемами региональной безопасности, на первом месте стоял вопрос курдского сепаратизма - очевидно. В ходе этой встречи впервые в истории двусторонних отношений Турция и Иран сумели договориться об использовании существующего механизма сотрудничества против незаконной деятельности иранских и турецких курдов в приграничных районах.
Новая «горячая точка»
Боевикам КРП, позиционирующим себя в глазах своего этноса в качестве «шехидов» за правое дело, как раз на руку был такой расклад для расширения географии. Так что на карте Ближнего Востока загорелась новая«горячая точка», и в воронку будущей возможной войны могут быть втянуты иракцы, сирийцы, ну и гипотетически русские.
На самом деле не важен исход голосования под эгидой официального Эрбиля - мина замедленного действия сдетонировала при объявлении вывески увиденного нами спектакля, который принес прямую угрозу территориальной целостности сразу четырех соседних государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии, где проживает около 30 млн курдов, мечтающих о безграничных связях.
Независимость объявить легко, а вот где границу чертить будут? По их планам, она должна была пройти по самым богатым «спорным» нефтяным районам - в Междуречье это Киркук и Мосул, на которые претендуют также веками проживавшие там туркманы и арабы. Но не выгорело у курдов - Багдад провел молниеносную операцию и отнял у них территории и нефтепровод. А знаете, в чем причина? Опять же в октябрьской встрече двух генералов, когда Хулуси Акар заявил, что главной задачей вооруженных сил Ирана и Турции является «укрепление безопасности приграничных районов». То есть Масуд Барзани и Павел Талабани испугались не центрального правительства Ирака, а гнева двух куда более мощных и воинственных соседей.
Дальше развитие событий пошло стремительно - не успели завершиться переговоры военных в Тегеране, как артиллерийские и танковые части иранской армии уже начали развертывание на границах с КРАИ, по официальной версии, - «для проведения крупномасштабных плановых учений». И с учетом того, что аналогичные совместные учения возле границ автономии провели турецкая и иракская армии - Эрбиль оказался в клещах интенсивного учебного процесса трех армий.
Знайте, с кем имеете дело
Как обрисовал обстановку корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, обе страны просто обречены совместно реагировать на потуги курдов «дожать» национальную идею-фикс, доведя ее до реализации:
- Для них не обязательно, чтобы референдум состоялся в Ираке, можно и в ослабленной Сирии, и это учитывают в Анкаре и Тегеране. Помнится, уже 26 сентября Мевлют Чавушоглу потребовал, чтобы представитель КРАИ в Турции не возвращался в страну. Кроме того, он объявил, что этим турецкие военные инструкторы прекращают подготовку сил курдского ополчения (пешмерга), а следовательно, прекращается их снабжение со складов турецкой армии. И, наконец, после референдума все вопросы, касающиеся севера Ирака, в том числе функционирование КПП и визовый вопрос, турки и иранцы начали обсуждать напрямую с Багдадом. Причем, что интересно, иранские шаги практически во всем совпадают с турецкими, несмотря на когда-то непреодолимые шиитско-суннитские противоречия: здесь и прекращение военной помощи курдским отрядам, действующим в районе иракского Синджара, и высылка из страны представителей курдской автономии, и работа исключительно с Багдадом.
Предупреждая возможные спекуляции (хотя дело это бесполезное, они все равно появятся), необходимо сразу сказать, что военный сценарий в отношении КРАИ на встречах генерала Акара в Тегеране не рассматривался и даже не затрагивался, а учения у границ с автономией были демонстративным шагом - вроде оскала у хищников.
Ну и между делом, как бы вскользь, Турция и Иран укреплением взаимных контактов для отражения вызовов, возникших после референдума, третий месяц кряду посылают сигнал Вашингтону, который все еще колеблется в определении своей позиции - либо вы там, в Белом доме, продолжаете отстаивать целостность Ирака, либо сталкиваетесь с серьезными проблемами, которые две ключевые страны региона совместно организовать сумеют.
И вот тут возникает дилемма - Анкара и Тегеран, сблизившись, могут вдруг сообразить, что они представляют не только две различные конфессии ислама, но и единый в многообразии тюркский мир, что, в принципе, устраивает заокеанскую державу, но никак не европейцев, с вытекающими последствиями...
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать