• пятница, 19 Апреля, 05:54
  • Baku Баку 18°C

Страшные факты, связанные с цехами по производству колбасных изделий

30 января 2014 | 18:44
Страшные факты, связанные с цехами по производству колбасных изделий

Вот уже более 10 лет на многих центральных рынках города и крупных столичных супермаркетах зачастую встречаются случаи продажи буйволятины под видом телятины. Чтобы понять это, человеку, разбирающемуся в мясе, достаточно просто взглянуть на него. В сравнении с телятиной буйволятина более светлая. Покупатели, привыкнув к ее вкусу, остаются весьма довольны купленным мясом, не подозревая, что едят буйволятину. А продавцы клятвенно заверяют, что мясо халяльное и безвредное, ссылаясь на то, что точно знают адрес поставщика и то, что забой скота там производится по нормам шариата и проходит необходимую ветеринарную проверку.
Согласно наблюдениям ANS PRESS, более 70% скота, забиваемого на крупной скотобойне, расположенного на северо-восточном плато Баку, являются буйволами, чье мясо на профессиональном жаргоне известно как "кюрдамирское мясо" и пользуется большим спросом в поселках. Мясники некоторых кварталов при реализации забитого им 80-100 килограммового теленка, добавляют еще 40 килограммов "кюрдамирского мяса". И неплохо зарабатывают на этом. Так, к примеру, мясо, приобретенное по цене 5 манат, с легкостью реализуется за 8, и в течение нескольких часов приносит дополнительно 100 – 120 манат.
Естественно, заработанные таким способом деньги нельзя считать халяльными, так как они приобретены путем обмана потребителя. Вместе с тем, судя по циркулирующим в последнее время разговорам, в сравнении с целым рядом рынков, где торгуют мясом, и цехами по производству мясных изделий, людей, торгующих буйволятиной под видом телятины, можно считать чуть ли не безгрешными ангелами. Есть такие "мясники", которые поставляют цехам по производству колбасных изделий так называемое нечистое мясо - ослятину, а иногда даже собачье мясо. Обнаруженные в середине января в лесу близ села Гимил Хачмазского района кости сотен ослов и лошадей являются наглядным тому доказательством.
Специалисты Государственной ветеринарной службы (ГВС) предполагают, что мясо этих лошадей и ослов вывезено на перерабатывающие заводы. Как сообщил ANS PRESS главный консультант ГВС, ведущий ветеринарный врач Физули Гурбанов, выявлено, что мясо этих лошадей и ослов было полностью отделено от костей. "Это свидетельствует о том, что это мясо вывезено не на рынок, а переправлено на перерабатывающие предприятия, то есть использовано в производстве колбасных и прочих мясных изделий", подчеркнул Физули Гурбанов. Если учесть, что наряду с легальными цехами по производству колбасных изделий в регионе функционирует немалое количество подпольных, поверить специалистам ГВС нетрудно. Обнаруженные на днях на территории Гарадагского района кости лошадей и ослов говорят о том, что адресом реализации их мяса и изготовленной из него продукции, является Баку. Представители ГВС Гарадагского района утверждают, что мясо отделено от костей профессионалами своего дела. То есть совершенно очевидно, что это мясо направляется в пищевой сектор.
По данным ANS PRESS, мясо обнаруженных в Хачмазе 104 голов и обнаруженных в Гарадагском районе десятков однокопытных это лишь небольшая часть лошадей и ослов, направляемых на производство колбасных изделий в Азербайджане. Ежегодно тысячи лошадей и ослов неофициально отправляются в цеха по производству колбасных изделий. Об этом свидетельствует обычная статистика. По статистическим данным, в Азербайджане насчитывается 76 тысяч голов лошадей и 44 тысячи голов ослов. Как правило, они живут 15-20 лет. Но население Азербайджана обычно использует их в хозяйстве, вследствие чего по истечении 10 лет с ними прощаются, чтобы не тратиться на корма для старых животных. За последние годы мало кто видел, как умирает лошадь или осел. Также непонятно, куда исчезают, состарившись и однокопытные.
Каждый год, таким образом, исчезает 7 тысяч лошадей и 4 тысячи ослов. Жители сельских районов знают, что несколько лет тому назад на азербайджанский животноводческий рынок специально приезжали предприниматели из Казахстана и, скупая по цене 50-70 манат старых и худых лошадей, переправляли их к себе в страну. Впоследствии Астана запретила ввоз в страну лошадей и конину. Есть большая вероятность того, что теперь лошади и ослы по более дешевой цене скупаются для цехов по переработке мяса. Если взять за расчет, что каждая лошадь дает 200 килограммов мяса, то в течение года на производство колбасных изделий можно использовать до 1500 тонн конины и ослятины. Это примерно равно общему количеству колбасных изделий, изготовленных в 2012 году. По статистике, из них на долю Баку пришлось 844,8 тонн, Абшеронского экономического района - 600 тонн, Гянджи – 61,5 тонн, Гейгельского района - 11,1 тонн.
Цены на колбасные изделия, как правило, более низкие, чем на мясо. Компании обуславливают это более низкой ценой завозимого ими из Индии мяса без костей. Действительно, в 2012 году из Индии было завезено 3,5 тонны мяса без костей. Стоимость одного килограмма этого мяса в Индии составляет 2 доллара. С учетом прочих затрат стоимость его достигает 3 манат. А стоимость купленной конины здесь у себя обходится не дороже чем 15 -20 гяпик. Так, за лошадь, дающую 200 килограмм мяса, цеха платят по 30 манатов. К тому же, ни для кого не секрет, что мясо, привезенное из Индии, в основном, используется в ресторанах и домах торжеств. В некоторых из них из этого мяса умудряются готовить даже "бозартма", что легко различимо по вкусу. Часть конины и ослятины поступает в подпольные цеха по производству колбасных изделий. Цифры дают возможность предположить, что приблизительно половина колбасы, производимой в стране, изготавливается из конины и ослятины.
В употреблении конины в пищу нет ничего зазорного. Это практикуется в большинстве тюркоязычных республик Средней Азии. К тому же мясо жеребцов в возрасте 1-2 лет считается диетическим и применяется для лечения заболеваний печени. Однако возраст лошадей, которых забивают в Азербайджане, составляет 10-15 лет, что лишает их полезных свойств. Кроме того, в отличие от других тюркоязычных народов огузы, то есть жители Турции, туркмены и азербайджанцы в силу исторически сложившихся причин не употребляют конину в пищу. А в Туркмении забой лошадей с целью употребления в пищу приравнен к уголовно наказуемому преступлению. Употребление же в пищу ослятины, согласно шариату является грехом. Наиболее настораживающим фактом здесь является забой животных при отсутствии нормальных санитарных условий, без какого-либо ветеринарного контроля. То есть наряду с недозволенностью согласно религиозным канонам, такое мясо является источником множества опасных заболеваний.
Именно по этой причине в Азербайджане, как и во всем мире, согласно законодательству перед забоем животное обязательно должно пройти ветеринарный осмотр. По словам представителя ГВС Физули Гурбанова, перед забоем животного в первую очередь необходимо провести ветеринарный контроль пункта, в котором оно вскормлено: "Это означает, что разрешение на забой должно выдаваться местным ветеринаром. Потому что участковый ветеринарный врач осведомлен о том, какие меры осуществлены в отношении данного животного, какие инъекции и вакцины ему введены. Если животному введена вакцина необходимо повременить с его забоем, выждать некоторое время. Так вакцина является носителем определенных вирусов. Например, если животному введена прививка от сибирской язвы, его нельзя забивать в течении 10 дней; при введении сыворотки от аналогичной болезни этот срок продлевается до 14 дней. А при введении вакцины от ящура данный период времени составляет 21 день. За указанный промежуток времени у животного вырабатывается иммунитет против заболевания и опасность вирусов сводится к нулю", пояснил представитель ГВС.
Таким образом, справку о годности скота для забоя ветеринар должен представлять на живую скотину. После чего ветеринар скотобойни должен осмотреть ее. И в случае если ветеринар выявит что-либо подозрительное, то он должен приостановить забой скота. Также ветеринар должен осмотреть мясо после забоя скотины, проверить кровь, подкожные сплетения и внутренности. Это делается с целью выявления различных паразитов и в т.ч. туберкулезных. Однако реалии показывают, что в Азербайджане эти нормы не соблюдаются. Только в таких крупных городах как Баку и Гянджа на рынках и мясных рядах имеются лаборатории ветеринарной экспертизы. На таких пунктах есть возможность хотя бы относительно контролировать состояние мяса. Наиболее плачевная ситуация в этом деле наблюдается в регионах.
Положение в этой сфере за последние 20 лет значительно усугубилось. Количество скота увеличилось, а число ветеринарных врачей сократилось в разы. К примеру, Азербайджан, насчитывающий в 1983 году 1,8 миллиона крупно- и 5,3 млн мелкорогатого скота располагал более чем тремя тысячами ветеринарных врачей. Из них приблизительно тысяча была распределена по зонам, и более двух тысяч была задействована в колхозах и совхозах. В 2013 году в республике на учете находится 2,7 млн. крупного и 8,7 млн. мелко рогатого скота.
Согласно статистике, их количество увеличилось на 50%, а в реальности - еще больше. Осуществляющих свою деятельность ветеринарных врачей не более чем тысяча. Как правило, ветеринарный контроль 5-6-ти деревень осуществляется одним врачом, что практически не позволяет охватить им всех животных. Для обеспечения нормального ветеринарного контроля в каждой маленькой и средней деревне должен быть открыт один штат ветеринарного врача, а в крупных два или три. Учитывая, что в Азербайджане насчитывается около 4500 деревень и похожих на них поселков, численность ветеринарных врачей должно быть выше 5 тысяч. В таком районе как Шамкир сегодня всего 20 ветеринарных врачей. Ясно, что они физически не в состоянии осуществлять контроль над всеми животными и получаемым мясом.
По словам представителя ГВС Физули Гурбанова, в Азербайджане имеется необходимое количество ветеринарных врачей. Если будет открыто необходимое количество штатов, обеспечить их кадрами будет несложно. Расследования специальной группы "Международное эпизоотическое бюро" показали, что в Баку и районах насчитывается до 5 тысяч ветеринарных врачей. Если государство откроет необходимое количество штатов, то должный контроль вполне можно будет наладить на высоком уровне", отметил квалифицированный ветеринар.
Однако здесь следует отметить и другой немаловажный фактор, а именно необходимость паспортизации всех животных. Если со дня рождения, у животного будет своя информационная бирка, доступ нечистого мяса - конины и ослятины в цеха станет невозможным. Как минимум в квитанциях на мясо будет указан номер бирки животного, а это при современной технологии позволит легко установить первичные сведения о нем. За рубежом осуществляется паспортизация любой скотины. Указанные в паспортах сведения со дня их рождения и до времени забоя размещаются в централизованной базе данных. Любой ветеринар по номеру бирки животного может с помощью интернета из любого региона страны получить о нем желаемую информацию. В таком случае будет исключено попадание на бойню больного или вакцинированного животного. "И у нас совместно с международными организациями реализуются программы, касающиеся этой сферы деятельности. В настоящее время осуществляется нумерация всех лошадей и скота завозимого в республику из-за рубежа. Составлен проект паспортизации всех животных, которую на первой стадии предусмотрено проводить за счет средств государства. В дальнейшем это будет осуществляться за счет собственников. Думаю, после того, как он будет реализован, ветеринарный контроль в стране усилится, доступ нечистого мяса лошадей и ослов на потребительский рынок будет исключен", добавил Физули Гурбанов.

Источник ANS Press
banner

Советуем почитать