• суббота, 20 Апреля, 00:22
  • Baku Баку 15°C

Как поделить Каспий?

01 февраля 2014 | 11:04
Как поделить Каспий?

Очередное, 35-е заседание специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспия на уровне замминистров иностранных дел прошло в столице Казахстана - Астане. Представители пяти стран продолжают поиск компромисса по урегулированию спорных вопросов. Сегодня Каспий является одной из зон возможного конфликта. Причина этого - его правовой статус, который так и не был урегулирован. Конечно же, поспорить тут есть за что - территория, дно, биоресурсы - на Каспии осуществляется более 90% мирового вылова осетровых, запасы углеводородов, благоприятные возможности для туризма, отдыха, лечения.
Для достижения прорывных решений по Каспию наступил подходящий момент. Во всех странах «каспийской пятерки» прошли президентские марафоны, политическая ситуация в них характеризуется стабильностью и устойчивостью, общий фон международной политики, особенно прогресс по ядерной программе Ирана вкупе со стремлением всех стран активизировать каспийское направление своей политики, также создают условия для достижения существенного прогресса по всем основным темам каспийской повестки. Летом текущего года в Москве должен пройти очередной саммит прикаспийских государств, на котором будут представлены общие подходы стран к решению важнейших задач региона, и соответствующие ведомства пяти стран к нему активно готовятся. Еще в ноябре прошлого года в Москве прошла встреча замминистров иностранных дел Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, курирующих тему Каспия, где было решено активизировать процесс разработки различных соглашений для подписания их на саммите. Тогда же была одобрена и идея проведения министериала внешнеполитических ведомств весной в Москве, где тексты этих соглашений пройдут предварительное согласование. Вот почему в ближайшие месяцы можно ожидать активизации темы Каспия, и нельзя исключать, что в процессе разработки содержательной основы саммита в ближайшее время мы сможем стать очевидцами появления новых предложений и озвучивания новых идей.
В целом на сегодняшний день основной проблемой Каспийского моря является неурегулированность политико-правового статуса Каспийского моря. К сожалению, долгие годы переговорного процесса не привели к согласованию текста Конвенции по данному вопросу. Для того чтобы результативность переговоров повысилась, еще более чем десятилетие назад стороны переговоров пришли к обоюдному согласию поочередно решать отдельные вопросы, которые относятся к совместному использованию моря-озера. Таким образом, в разные годы были подписаны Тегеранская конвенция по вопросам экологии Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, несколько деклараций и огромный объем рабочих документов, к ним следует добавить также значительное число двусторонних документов, касающихся различных аспектов сотрудничества на Каспии. Среди них важнейшее место занимают двусторонние и трехсторонние договоры о разграничении дна Каспийского моря между Азербайджаном, Казахстаном и Россией. Естественно, при подготовке всех этих соглашений активно использовался мировой опыт. В этом аспекте существующий в международной нормативно-правовой практике инструментарий правоприменения также весьма полезен для формата региональной политики. По сути ничего нового изобретать не надо. Надо лишь адаптировать этот опыт к условиям региона. Но даже на этом пути имеются большие проблемы.
Среди них особое место занимает позиция Ирана. В принципе, позиция Ирана является не единственной проблемой в каспийской повестке, но она выступает в качестве камня преткновения на пути решения основной проблемы - статуса Каспия. Что касается ее рациональности, то судите сами. Иран настаивает на равнодолевом делении Каспия, т.е. по 20% на каждую страну. Такой подход вступает в противоречие с принципом срединной, или модифицированной линии, который не только поддерживают, но уже больше десяти лет успешно реализуют Россия, Казахстан и Азербайджан. Получается - три против одного. Да и Туркменистан в целом склоняется к позиции своих партнеров по СНГ. Если брать за основу вышеуказанный принцип, то Азербайджан имеет право на 19,5%, Россия - 18,7%, Казахстан - 29,6%, Туркменистан - 18,4%, Иран - 13,8%. Но Иран с этим не согласен, претендуя на проценты Азербайджана и Туркменистана. Следуя этой логике, Азербайджан и Туркменистан должны будут добирать свои проценты за счет России и Казахстана, и соответственно Россия также должна будет также претендовать на казахстанский участок моря. Так что как ни крути, Казахстан проигрывает свои 10%. Но смещение участков повлечет за собой также дележ уже разрабатываемых государствами месторождений, куда вложены миллиарды долларов и ожидаются миллиардные прибыли. Кроме того, согласившись с условиями Тегерана, страны, уже заключившие договора по разделу своей акватории моря, должны будут денонсировать ранее заключенные соглашения, что с точки зрения международного права также весьма затруднительно. Вот и получается, что нынешняя позиция Тегерана является для всех других государств неприемлемой и нереализуемой с практической точки зрения. Иран, думается, это понимает, но согласиться с самой маленькой долей также не торопится, пытаясь выторговать для себя максимально возможный процент акватории.
В этой связи возникает интересный вопрос. Как должен быть поделен Каспий? Мы уже говорили о мировом опыте. До сих пор за отправную точку в переговорном процессе по Каспию следует считать Конвенцию ООН по морскому праву от 1958 года, которая определяет порядок пользования континентальным шельфом и прибрежными участками со стороны государств, располагающих выходом к морю. Однако хотя Каспий и называется морем, по сути своей является озером, и применять к нему все положения Конвенции было бы неверным. В то же время базовые принципы ее вполне применимы. Так, согласно этому документу за каждым из пяти государств следует закрепить право на 12-мильные территориальные воды и 200-мильные исключительные экономические зоны. Как известно, Каспий даже в самом широком месте не достигает 200 морских миль, поэтому было решено, что исключительная экономическая зона для стран может быть разграничена по принципу срединной линии. Согласно этому принципу, чем больше протяженность береговой линии, тем больший сектор моря достанется государству. Сама срединная линия определяется исходя из расчета середины по отношению к соответствующим ближайшим точкам побережья на противоположных берегах. Но сложная конфигурация береговой линии Каспийского моря с вдающимися в него заливами и полуостровами, наличие прибрежных архипелагов, особенность расположения геологических структур не позволяет строго придерживаться этого принципа на практике. Поэтому, говоря о разделе Каспия, все чаще упоминают принцип модифицированной срединной линии, которая определяется на основе принципа справедливости и по взаимной договоренности. Важной особенностью этого метода является то, что он компромиссный по своей сути и позволяет отступать от собственно срединной линии, решая вопрос раздела акватории в пользу той или иной стороны. Думается, это самый оптимальный метод, позволяющий сторонам проявлять максимальную гибкость и смягчать прямое столкновение интересов.
В этих условиях Азербайджан призывает распределить все ресурсы Каспия, исходя из международного морского права, то есть разделить и дно, и акваторию моря четкими межгосударственными границами, при этом выступает за свободное судоходство и совместное решение экологических проблем. Что касается спорных вопросов, то, выступая за соблюдение принципа модифицированной срединной линии, Азербайджан придерживается практики решения всех спорных вопросов исключительно путем двусторонних договоренностей. Так, в вопросе спорного месторождения Кяпаз (Сардар) Азербайджан предлагает Туркменистану, который также претендует на него, осуществить совместную его эксплуатацию по принципу 50 на 50. А по оспариваемому Ираном месторождению Алов Азербайджан еще десять лет назад отложил его освоение до окончательного урегулирования противоречий с иранской стороной. То есть, избегая нагнетания напряженности вокруг проблемных вопросов, Баку предпочитает отложить разработку спорных месторождений до окончательно урегулирования вопроса деления Каспийского моря. Не думаю, что на предстоящей весной встрече министров иностранных дел эта позиция претерпит изменения.
Ильгар ВЕЛИЗАДЕ,
руководитель клуба политологов «Южный Кавказ»
banner

Советуем почитать