• пятница, 19 Апреля, 12:50
  • Baku Баку 25°C

Утраченные возможности,

27 декабря 2017 | 10:17
Утраченные возможности,

РЕГИОН
Наладив сухопутную связь с Турцией через железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс (БТК), Азербайджан пытается развивать транспортное сообщение и торгово-экономическое сотрудничество с соседними странами и в других форматах.
Об этом на страницах армянского новостного ресурса Lragir.am пишет Арам Саркисян, представляющий «Союз информированных граждан» Армении. Он не без сожаления отмечает, что все эти программы углубляют экономическую блокаду и изоляцию Армении в регионе.
В целом существует несколько важных региональных и глобальных программ строительства транспортных коридоров и экономического сотрудничества, они не только тесно взаимосвязаны, но и напрямую влияют на экономику и среду безопасности Армении, считает он.
Но давайте вкратце их рассмотрим.
БТК: от Лондона до Китая
В ноябре 2007 года в Тбилиси президенты Азербайджана, Грузии и Турции объявили о старте проекта. Строительство началось в июле 2008 года с города Карс. Изначально проект оценивался в $422 млн, потом эта цифра достигла $600 млн. Проект в равной степени финансировался Азербайджаном, предоставившим кредит Грузии, и Турцией.
Президент Турции Эрдоган в день запуска железной дороги (30 октября с.г.) заявил, что открытием железной дороги они объявляют о создании прямого сообщения от Лондона и до Китая. «Если перевозка грузов из Китая в европейские страны по Северному и Южному коридорам длится 45-62 дня, то с эксплуатацией железной дороги Баку-Тбилиси-Карс этот срок сократится до 12-15 дней», - подчеркнул Эрдоган.
Так вот, первый грузовой поезд, выехавший из казахстанского города Кокчетав по железной дороге БТК 23 октября 2017 года, доехал до турецкого Мерсина через 10 дней, преодолев расстояние в 5435 км. Страны-участницы рассчитывают на то, что по этой железной дороге ежегодно будет перевозиться до 17 млн тонн грузов и до миллиона пассажиров и, кроме того, она станет одним из важных компонентов нового Шелкового пути, простирающегося от Китая до Европы.
Иран и «Север-Юг»
Министр дорог и городского развития Ирана Аббас Ахмад Ахунди предложил довести железную дорогу БТК до Тебриза. В частности он отметил, что с турецкой стороной проводились переговоры по этому вопросу и подписана соответствующая декларация. Армения очень рассчитывала на эту дорогу, всячески подъезжая к иранской стороне. В этих целях Ереван даже в спешном порядке инициировал реализацию «Инвестиционной программы дорожного коридора Север-Юг», ход выполнения которой, однако, так и остался на уровне намерений. Об этом свидетельствует тот факт, что строительство автодороги Мегри-Ереван-Бавра общей протяженностью 556 км, которое предусмотрено завершить в 2019 году, так и не начиналось. Видимо, в Армении поняли всю тщетность своих намерений.
Казвин-Решт-Астара свяжет Балтику с Индией
Вопрос о налаживании железнодорожной связи между Ираном и Азербайджаном обсуждается не только в контексте возможного участия Ирана в БТК, но и сотрудничества Россия-Азербайджан-Иран. Баку и Тегеран давно уже планируют соединить юг Азербайджана с севером Ирана путем строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара. Эту железную дорогу планируется реализовать в рамках строительства транспортного коридора «Север-Юг». Соответствующее соглашение Россия, Иран и Азербайджан подписали еще в 2005 году. А 1 ноября этого года в Тегеране состоялась очередная встреча президентов трех стран, и одним из основных вопросов, обсужденных на этой встрече, стала как раз реализация транспортной программы «Север-Юг», связывающей Балтику с Индией. И, по-видимому, встреча президентов оказала существенное влияние на последние заявления о строительстве железной дороги Иран-Азербайджан. Строительство этой дороги нанесло существенный удар по армянским чаяниям.
Иран-Армения - несостоявшийся проект
Армения также намеревалась наладить железнодорожную связь с соседним Ираном, однако строительство железной дороги Иран-Армения за 9 лет дальше разговоров так и не пошло. А железную дорогу, проходящую по территории Нахчывана, по понятным причинам использовать невозможно.
Помнится, еще в октябре 2008 года президент Армении Серж Саргсян заявлял, что «в ближайшие месяцы начнется строительство железной дороги Армения-Иран». А к теме обратился посол Ирана в Армении, сказав, что из Ирана в Армению приедут специалисты, чтобы изучить программу. Теоретически обсуждался и вопрос о том, что строительство железной дороги Иран-Армения может финансировать Китай. На что посол Китая в Армении заявил, что китайские компании изучают возможность финансирования железной дороги Иран-Армения.
Однако и в этот раз дальше разговоров дело не пошло, и правительство Армении в январе 2017 года приняло решение о ликвидации компании «Управление строительством железной дороги», основанной в 2009 году в целях строительства армяно-иранской железной дороги.
Более того, строительство железной дороги Иран-Азербайджан лишает строительство железной дороги Иран-Армения всякого смысла, поскольку первая уже обеспечит связь Ирана не только с Грузией и Черным морем, но и с Азербайджаном, Россией и Балтийским морем.
Абхазская ж/д как панацея
Получив от ворот поворот в упомянутых направлениях, Армения обратила свой взор куда бы вы думали, конечно, - на Грузию. Последовала серия пробных визитов в Тбилиси, армянские СМИ уже трубили «победу»… как вдруг, без внятных причин, премьер-министр Грузии Гиорги Квирикашвили неожиданно в последний момент отменяет свой визит в Армению, намеченный на 1 ноября. Но это не останавливает армянского лидера, и 25 декабря Серж Саргсян с двухдневным официальным визитом отправился в Грузию за очередной пощечиной. Вдохновило его, если верить армянской прессе, то, что на прошлой неделе Гиорги Квирикашвили, выступая в парламенте, якобы сказал, что «в рамках российско-грузинского договора 2011 года об использовании транспортных коридоров, в случае форс-мажора на дороге Верхний Ларс, Армения и Турция могут воспользоваться юго-осетинской или абхазской дорогой через Грузию». Однако ожидаемых результатов Серж Саргсян так и не добился, ограничившись лишь серией протокольных любезностей, приличествующих в подобных случаях, заверениями в дружбе и сотрудничестве, и вылетел в Москву несолоно хлебавши.
Чего и следовало ожидать. Кто станет связываться с агрессором в ущерб настоящей дружбе?!
Вопрос Абхазской железной дороги обсуждаться не будет
Кстати, точки над i в канун визита Саргсяна поставил заместитель премьер-министра Грузии, министр иностранных дел Михаил Джанелидзе, заявивший, что «в рамках визита в Грузию президента Армении Сержа Саргсяна вопрос Абхазской железной дороги обсуждаться не будет». Поскольку вопросы в связи с оккупированными территориями Грузии не обсуждаются с третьей стороной.
Таким образом возможность открытия посредством оккупированной Абхазии железной дороги, соединяющей Армению с Россией, не является и еще долго не будет являться темой обсуждения. Таков вердикт грузинской стороны. В результате рухнула еще одна надежда армян. А ведь все могло быть совершенно иначе, если бы Армения не проводила в регионе аннексионистскую политику, направленную против своих соседей.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать