• суббота, 20 Апреля, 02:14
  • Baku Баку 15°C

Авторитет налицо

28 декабря 2017 | 10:27
Авторитет налицо

СИТУАЦИЯ
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Судан внес вклад в углубление воистину исламского сотрудничества между двумя странами.
Во-первых, для первого посещения главой братского государства этой африканской страны после обретения независимости в начале 1956 года «собран неплохой урожай» взаимного доверия, чему есть внятные предпосылки. Во-вторых, мусульмане мира, похоже, запустили «политический барометр», показывающий погоду искренности на геостратегическом небосклоне.
В общем и целом
Итак, президент Турции впервые посетил, причем, с официальным и даже двухдневным визитом Судан, что уже само по себе можно записывать в разряд уникальных событий. В ходе ознакомления с местными достопримечательностями глава братской страны побывал в островном городе Суакин, где совершил намаз в одной из мечетей, которую, кстати, реставрирует турецкое Агентство по сотрудничеству и координации (TİKA). Судя по официальной хронике, были проведены переговоры с президентом Судана Омаром аль-Баширом, по итогам которых был подписан ряд двусторонних соглашений для развития сотрудничества в сферах науки, технологий, промышленности, сельского хозяйства, образования, туризма, торговли и экономики в целом.
Однако летописцы забыли упомянуть момент прорыва - сторонами был создан Совет стратегического сотрудничества высшего уровня Турция-Судан, призванный определить стратегию будущего двустороннего партнерства, что позволяет говорить о высокой планке перспектив, тем более, что сопредседателями структуры являются непосредственно президенты двух стран. А в качестве подкрепления вышесказанного добавим, что глава африканского государства Омар Аль-Башир подписал указ о передаче острова-города Суакин в акватории Красного моря в аренду Турции сроком на 99 лет.
Кстати, этот остров, который имеет историческое значение для братской страны, был присоединен к Османской империи в 1517 году, после завоевания Египта султаном Селимом Явузом. Во времена османского владычества на этой территории были построены замки, административные здания, мечети, бани. Остров стал важным торговым центром в Красном море. Но после того, как в 1882 году британцы оккупировали Египет, эта территория де-факто перестала принадлежать Османскому государству. А дальше уже формальность - в 1923 году в соответствии с пунктом 17 Лозаннского соглашения остров был передан оккупированному Великобританией Египту. И уже 1 января 1956 года он стал частью территории Судана, провозгласившего независимость от Великобритании. Местное население до сих пор называет остров «окном в Африку».
Глава турецкого государства заявил, что посещение острова имеет непреходящее значение, и в его словах есть большая доля сопричастности к исламской культуре: «Я обратился с просьбой к своему коллеге Омару аль-Баширу передать нам работы по восстановлению исторических объектов на острове и получил положительный ответ. Полагаю, если отстроить остров заново, это станет достойным ответом тем, кто разрушил нашу совместную историю», - сказал Эрдоган.
Сквозь память прошлого - к будущему
По его словам, Турция с 2011 года поддерживает усилия Судана по превращению острова Суакин в важный туристический центр. TİKA отреставрировало две мечети при двух школах. Завершена реставрация здания, в котором во времена Османского государства находилась таможня и которое было построено в 1821 году.
Как заявил этой связи корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, участившиеся визиты президента братского государства в страны Ближнего Востока и Северной Африки являются частью его целенаправленной политики многовекторного развития:
- Турция реализует в этом регионе свою новую внешнеполитическую доктрину, которая получила в экспертной среде название «неоосманизм». В сущности, речь идет о формировании новых принципов взаимоотношений с арабским миром на основании традиции, сложившейся еще во времена османской империи. Конечно, здесь есть широкое поле для дискуссий.
Отталкиваясь от сегодняшних реалий, можно сказать, что Турция фиксирует свои интересы в Сирии и Ираке. Более того, она определяет в ряде стран направления и опорные точки, которые бы позволили ей усилить свое влияние в регионе. Это такие страны, как Катар, единственное пока государство Персидского залива, руководство которого пригласило Анкару создать на своей территории военную базу, и та на это сознательно пошла. По крайней мере, во всем арабском мире сейчас идут обсуждения вокруг этого вопроса. И естественно, интересы Турции простираются на Красное море и восточное Средиземноморье. Да, границы этих интересов, практических шагов турецкой дипломатии фактически совпадают с границами бывшей Османской империи – данность следует признать. Но в отличие от Блистательной Порты, у современной Турции нет имперских амбиций. Просто речь идет о современной интерпретации турецкого влияния в регионе.
Ариф АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать