• пятница, 19 Апреля, 07:28
  • Baku Баку 13°C

Запугивание отчаянных

28 декабря 2017 | 11:13
Запугивание отчаянных

ТЕМА
Похоже, еврейское государство начинает осознавать полноту последствий трамповского признания Иерусалима его столицей. Регион стал для Тель-Авива настолько горячим, что некоторые политические партии всерьез решили реанимировать смертную казнь в качестве высшей меры наказания.
Ранее тоже случались восстания палестинцев, с обеих сторон стреляли, даже, бывало, убивали, но чтобы это было посредством судебной системы - такого не было вообще. А в отношении своих соплеменников законное умерщвление не практикуется более 55 лет.
Последней «жертвой» правосудия был известный гестаповец Адольф Эйхман, кстати, урожденный еврей, чьи руки были по плечи в крови сородичей во время войны. Смертный приговор был приведен в исполнение 1 июня 1962 года в тюрьме Рамле. По воле жребия, исполнителем казни через повешение стал один из тюремных надзирателей, выходец из Йемена Шалом Нагар, который потом вернулся в лоно религии, усердно замаливая смертельный грех.
Вроде резьба сорвалась
Кстати, в 1988 году, когда в Израиле приговорили к смерти Ивана Демьянюка (приговор впоследствии был отменен), к Нагару обратились снова. «Я не подрядчик, хотя уже совершил одну мицву, так что пусть это сделает кто-то другой», - наотрез отказался Нагар. С тех пор никому из богобоязненных сограждан не поручали никаких видов казни, однако вновь призрак появился на горизонте, причем его инициаторами являются выходцы из постсоветского пространства.
Соответствующий закон вынесен на голосование Кнессета в предварительном чтении буквально накануне, но не набрал пока необходимого количества голосов, однако, как говорится, еще не вечер. В поддержку закона о смертной казни «для террористов» высказывался и сам премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху после гибели 21 июля от рук палестинца в поселении Халамиш 70-летнего Йосефа Соломона, его дочери Хаи и сына Эльада. «Пришло время применить смертную казнь для террористов. Это закреплено законом, необходимо единогласное решение судей, но они также хотят знать позицию правительства. Моя позиция как премьер-министра - в таком случае, когда речь идет о таком гнусном убийце, его нужно казнить. Нужно, чтобы он больше не улыбался», - заявил премьер.
А вот еще одна сильная фигура ратует за реанимацию - о необходимости смертной казни не раз высказывался министр разведки Исраэль Кац (партия «Ликуд»). При этом все они отлично понимают, что определяющим мотивом для большинства совершивших нападения на израильтян является «борьба с оккупантами». То есть, по сути, глубинная причина атак - продолжающаяся уже не первое десятилетие оккупация палестинских территорий Израилем, а также ограничение Тель-Авивом доступа к мечети Аль-Акса - третьей святыне мусульман. К тому же не стоит забывать, что в последние недели масла в огонь подлило и признание президентом США Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля.
Что хочет Либерман?
Ажиотаж вокруг проблемы поднял министр обороны, глава партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман на заседании парламентской фракции. «Я слышал мнение главы ШАБАКа (Общей службы безопасности, специализирующейся на контрразведке и обеспечении внутренней безопасности) Надава Аргамана, который возражает против этого закона. Но мы при всем уважении к профессионалам считаем, что казненные террористы не смогут вернуться к своей гнусной деятельности», - заявил он, сославшись на то, как три года назад в Бостоне террорист был приговорен к смертной казни.
Но позвольте, в США не отменена высшая мера наказания, да и электрические стулья в исправном состоянии, а вот в Израиле она отменена законодательно, за небольшими исключениями. Так вот, немногим более недели назад под давлением Либермана форум глав коалиционных партий принял беспрецедентное с точки зрения процедуры решение о том, что законопроект будет вынесен на утверждение Кнессета в предварительном чтении именно как правительственный (почти обязательный к принятию).
Вообще-то, смертная казнь в Израиле существует, однако применяется она в исключительных случаях, причем не распространяется на общеуголовные преступления. Право вынести смертный приговор имеют военные суды, но чаще всего до такой меры дело либо не доходит, либо обвиняемым смягчают наказание. Фактически максимальная мера наказания - пожизненное заключение.
За время существования Израиля смертный приговор был приведен в исполнение лишь дважды: в 1948 году за измену казнили капитана Меира Тувианского (капитан Армии обороны Израиля), обвиненного в предательстве во время войны за независимость, которого затем полностью оправдали, ну, и упомянутого нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Как правило, заключенных, получивших срок, спустя несколько лет обычно меняют на пленных израильских солдат по соглашению с палестинскими властями.
Вынесенный на обсуждение законопроект был представлен председателем фракции «Наш дом Израиль» Робертом Илатовым и являлся одним из главных условий присоединения НДИ к коалиции и был включен в коалиционное соглашение. В нем, в частности, указано, что для вынесения смертного приговора террористам-убийцам не требуется единогласного решения, достаточно простого большинства голосов судей военного трибунала и что приговор не может быть опротестован. Законопроект был представлен на рассмотрение межминистерской комиссии по законодательству еще 30 октября, но его рассмотрение было отложено.
Если верить Илатову, это связано с тем, что «определенные силы в коалиции преднамеренно блокируют продвижение законопроекта».
Однако вряд ли применение смертной казни будет способствовать умиротворению. Глупо пытаться напугать смертью смертника, к тому же применение смертной казни исключит возможность обмена пленных. А ведь, как известно, жизнь человека в Палестине гораздо дешевле, чем в Израиле. И пока такая ситуация сохраняется, нападения будут продолжаться по замкнутому кругу. То есть одна сторона будет расценивать их как теракты и казнить, другая же будет периодически совершать нападения, считая это частью национально-освободительной борьбы.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать