• четверг, 28 Марта, 21:16
  • Baku Баку 13°C

«Смута» закончилась?

05 января 2018 | 10:27
«Смута» закончилась?

ПОЗИЦИЯ
Командующий иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад-Али Джаафари сообщил, что период смуты в стране закончился. По его словам, длившиеся с неделю массовые акции протеста населения завершились провалом оппозиции.
И хотя нельзя сказать о завершении открытого недовольства в полной мере, поскольку есть малые города, куда бурление пока не дошло, но кульминация этой акции, самой большой после 2009 года, действительно уже позади.
Первый очаг активности, перебросившийся на всю страну, начался во втором по величине городе Ирана Мешхеде, считающемся также вторым после Гума религиозным центром страны. Организованная группа людей выразила протест в связи с инфляцией, ростом цен и безработицы. При этом один из главных лозунгов гласил: «Положить конец коррупции и расходу правительством средств на ближневосточные конфликты, переориентировать народные деньги на его нужды».
Политические стихи
Это, так сказать, «политические стихи» высокого уровня, а их авторы - не худшие из политтехнологов, потому и были задержаны 52 участника акции, по определению полиции, «скандировавших чересчур жесткие лозунги». Однако эта тематика на следующий день магически и не спонтанно перекочевала в провинции Керманшах, Решт, Исфахан, Ахваз, Гум и Лурестан, а затем - в Тегеран, в университете которого по «давней доброй традиции», произошли столкновения между студентами и правоохранителями, которые затем вылились в нападения на столичные объекты общественного питания и магазины.
Любопытно, что правительство не использовало КСИР для подавления акции, а президент Хасан Роухани подчеркнул, что протесты были вызваны внутренними проблемами страны, хотя не обошлось и без внешнего вмешательства. Это тоже другая пластинка, так как во времена Махмуда Ахмединежата, да и до него, власти во всех потасовках искали происки врагов революции.
Нынешнее правительство, хотя и в завуалированной форме, придерживается версии, что вначале события носили характер внутривластной борьбы. Те, кто так считает, утверждают, что акции протеста в Мешхеде были организованы основным соперником Роухани на президентских выборах 2017 года, хранителем гробницы Имама Резы Ибрагимом Раиси и его сторонниками. Но затем события «полыхнули» повсюду, и стало очевидно, что если силовые структуры не подавят протестное движение, то оно, расширившись, ввергнет страну в хаос (в результате манифестаций погибло более 20 человек).
В последующем к протестующим присоединились монархисты, тем самым придав процессу политический характер. То, что волнения начались, главным образом, с выдвижения социально-экономических лозунгов, дает основание утверждать, что в Иране действительно есть недовольство экономической ситуацией - и уровень безработицы достигает 12%, и по поводу перспектив развития между «консерваторами» и «реформаторами существуют разногласия.
Так, рекомендуемая религиозным лидером Сейидом Али Хаменеи «экономика сопротивления» не находит поддержки команды Роухани, которая стремится как можно шире раскрыться миру и выйти на европейский рынок, чтобы тем самым выправить реальную ситуацию. Однако первый его президентский срок завершен, идет уже второй, но он так и не смог добиться полной отмены санкций Запада, которые, надо сказать, имеют кумулятивный эффект, воздействуя практически на все сферы экономики и, что характерно, сохраняют инерцию. К тому же часть санкций все еще остается, а потому экономическая ситуация продолжает ухудшаться день ото дня.
Против «экспорта революции»
На этом фоне некоторые как в завуалированной форме, так и открыто критикуют поддержку Ираном военных операций за пределами страны. В целом там есть немало противников «экспорта революции» и оказания поддержки вооруженным исламистским организациям на Ближнем Востоке, объясняя этим ухудшение экономического положения страны.
Кстати, волной последних протестов не были охвачены регионы южнее Араза, нынешние протесты более широко распространились на места, населенные персами и курдами. Здесь следует заметить, что в Мешхеде и Тегеране проживает немало азербайджанцев, в одной только столице, предположительно, живет свыше 6 млн тюрок. Но, во-первых, одним из главных лозунгов нынешних акций были лозунги, восхваляющие шахский режим, а на акциях особой активностью отличились в основном ираноязычные и курды, также были активны арабы в регионе Ахваз.
Что касается азербайджанцев, то за исключением малочисленных групп протестующих в Хамадане, Зенджане и Урмии, там было неожиданно спокойно - в Ардебиле вообще не было волнений, а в Тебризе зафиксированы незначительные протесты. Любопытно, что в крайне религиозном Зенджане имели место небывалые эксцессы, а митингующие рвали портреты духовного лидера. Словом, эта волна не привела в движение тюрков Азербайджана.
Была ли эта пассивность сознательной? Трудно сказать, но, во всяком случае, некоторые источники дали понять - азербайджанцы считают, что это «не их война». А вот присоединение к протестам арабов Ахваза и активизация курдов позволяет говорить о возможности внешнего фактора. Любые события, происходящие в Иране, особенно, если это касается хоть какой-то возможности внешнего влияния, то непременно упоминаются США и Израиль. Официальные лица уже выступили с заявлениями, в которых увязали эти события с происками внешних сил.
Духовный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи выразил свое отношение к акциям протеста. В частности он сказал, что «фактором, препятствующим врагу и его козням, явились мужество, самоотверженность народа и его вера в бога». По его словам, враги хотели разжечь в стране гражданскую войну, устроить в ней разруху, как это было в Ливии и Сирии. А по словам президента Хасана Роухани, враги страны раздражены ее региональными успехами, потому и решили организовать нестабильность.
Но как тогда быть с Раиси и его сторонниками, как быть с экс-президентом Махмудом Ахмадинежатом, которых власти подозревают в провокациях? Это не может не беспокоить Али Хаменеи, и он находится в ожидании прояснения ситуации.
Месседж муллократии
Как отметил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу, в Иране примерно через каждые 8-10 лет начинаются эксцессы, сопровождаемые малыми и более серьезными волнениями:
- На этот раз, на первый взгляд, причиной протестов является социальное недовольство, на самом деле это всего лишь видимость. Во время демонстраций звучали даже политические лозунги, направленные против активности Тегерана в вопросе Иерусалима и Сирии. Следовательно, все гораздо серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд. Хотя официальные лица Ирана и признают наличие проблем в социальной сфере, но продолжают утверждать, что эти уличные шествия - происки внешних сил и внутренних врагов.
Более того, они уверяют, что двое убитых в ходе уличных акций - это дело рук иностранных спецслужб. Не исключено, что действительно здесь приложили руку США, Израиль и Саудовская Аравия, так как если Тель-Авив и его разведка способны нейтрализовать в Иране ученых, занимающихся ядерными исследованиями, они вполне способны привести в действие план создания недовольства.
Однако это вовсе не означает, что то, что происходит сегодня в Иране, приведет к логической развязке. Режим с большой долей вероятности вновь погасит волну митингов и шествий и, если понадобится, уберет людей с улиц силой. Тем не менее последние события - очередной серьезный месседж муллократии, потому нет никаких гарантий того, что беспорядки не повторятся в самое ближайшее время.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать