• вторник, 23 Апреля, 15:05
  • Baku Баку 24°C

Пульс времени

08 февраля 2014 | 10:20
Пульс времени

Всемирно-известному ученому, профессору Лютфи Заде 4 февраля исполнилось 93 года. Для кого-то это старость, кто-то в этом возрасте вопреки всем прогнозам скептиков продолжает шагать в ногу со временем, а нередко и опережает его. Именно в этот день мы решили связаться по телефону с двоюродной сестрой именинника, известным театральным режиссером, народной артисткой Азербайджана, кавалером ордена «Шохрат», профессором Джаннет Селимовой, которая рассказала нам много интересного о жизни своего знаменитого родственника.
- Джаннет ханым, вы являетесь единственным связующим звеном между нами и профессором Лютфи Заде, и поэтому свои поздравления имениннику мы решили передать именно через вас.
- Искренне вам благодарна и непременно передам ему ваши поздравления. Кстати, буквально час назад я сообщила брату по телефону, что уже второй день о нем говорят все местные телеканалы. Вы даже не представляете, как он был тронут, ведь для человека в этом возрасте так много значит чуткое внимание со стороны соотечественников!
- Долгие года мы только по наслышке были знакомы с научными достижениями этого светила наук. Даже его имя - Лютфи Заде - для многих звучало как-то необычно…
- Дело в том, что зовут его Лютфи Алескерзаде. Его отец – Рагим Алескрезаде был журналистом, а мать - Фаня Кориман, которая приходится моей матери родной сестрой, была врачом-педиатром.
- Следовательно, вы и Лютфи Заде - двоюродные брат и сестра?
- Да, именно.
- В то же время вы люди разных поколений и поскольку к моменту вашего рождения их семья уже жила за рубежом, вам, видимо, она была знакома только по рассказам родителей?
- Не только родителей, но и тети Фани, которая всегда морально и материально поддерживала нас с мамой, особенно в трудные годы Второй мировой войны. Она иногда приезжала в Баку из Ирана, позже уже из Америки, ну и, конечно, переписывалась с мамой. Но Лютик - так мы его называли в семье - был далек от всего этого, поскольку уже тогда с головой ушел в науку. И видно не зря в Америке в свои 26 лет он уже был профессором. Тетя Фаня не раз говорила нам, что этот человек просто не от мира сего и что для него в жизни ничего, кроме науки не существует.
- Но в те годы в стране правил советский режим, при котором, как известно, иметь за рубежом родственников было опасно… Вас это никак не настораживало?
- Разумеется, настораживало, но, невзирая ни на что, наши семьи никогда не теряли связь друг с другом.
- В одном из своих интервью великий ученый отметил, что приезжал в Баку дважды: в 1965 и 2008 годах. Когда вы впервые встретились с ним?
- Вот здесь-то советский режим, можно сказать, и сыграл свою роль, точнее, ее сыграла моя мама. Дело в том, что в момент первого приезда Лютика в Баку я училась на режиссерском отделении Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) и мама, опасаясь, что встреча с «американским» родственником может не лучшим образом отразиться на моей дальнейшей карьере, решила скрыть от меня его приезд, и сообщила об этом много позже, когда я приехала домой на летние каникулы.
- И когда же вы наконец встретились?
- Встретились мы уже в середине 90-х прошлого столетия в Анталье, и, разумеется, это была незабываемая встреча, после которой я уже чаще стала гостить у него в Америке.
- Насколько хорошо запомнилась Лютфи Заде атмосфера Баку, после стольких лет разлуки с родным городом, из которого он уехал десятилетним ребенком?
- Баку он, безусловно, помнит хорошо, при встрече мы много говорили о нашем городе, о родственниках, о моих родителях, нашей общей бабушке, которая, как он сам рассказывал, умерла на его руках в Тегеране. Но в то же время я понимала, что, по сути, встретилась с человеком достаточно преклонного возраста, который, практически рос и формировался вдали от своей исконной родины, в совершенно ином нравственном пространстве.
- То есть неожиданно для себя вы вдруг обнаружили, что ваш брат скорее американец, нежели азербайджанец?
- Как вам сказать?.. Лично для меня это не явилось неожиданностью, и я бы не рискнула назвать его типичным азербайджанцем, наверное, это было бы сильным преувеличением. Дело в том, что после короткого общения с этим человеком я сразу поняла, что передо мной настоящий ученый с большой буквы, всю свою сознательную жизнь посвятивший науке, и на этом фоне все остальное попросту теряло смысл.
- А что вам известно об отношение Лютфи Заде к религии?
- Однозначно могу сказать, что этот человек - убежденный атеист, в чем, я думаю, наиболее ярко выразилось воспитание, которое он получил в раннем детстве в советской школе. Посудите сами, после переезда в Иран его в силу определенных обстоятельств определяют в пресвитерианскую миссионерскую школу в Тегеране. И здесь мальчик, который родился, рос в интеллигентной семье и еще вчера был обычным советским школьником, должен был вместе со всеми детьми ежедневно посещать церковь! Какое отношение к религии могло сформироваться у него, если он попросту оказался на распутье в этом хрупком возрасте? Повзрослев, этот человек с одинаковым уважением стал относиться ко всем мировым религиям, но, дистанцируясь от них, единственным предметом поклонения для себя он выбрал науку.
- Скажите, а чем вас больше всего удивил этот великий ученый при встрече?
- Прежде всего своей жизнестойкостью, умением не останавливаться на достигнутом. Я принимала участие на торжествах по случаю 90-летнего юбилея Лютфи Заде в Сан-Франциско, в Германии, присутствовала на конференциях, посвященных его научной деятельности, где он, представьте, в свои 90 лет выступал с долгими и подробными докладами, а я не переставала удивляться неиссякаемой энергии этого человека, его уникальной способности, как никто другой чувствовать пульс времени. Помню, когда мы вместе решили пойти на спектакль в оперном театре Сан-Франциско, меня восхитило даже его умению носить фрак. Должна сказать, что он очень интересуется политикой, нередко делает довольно смелые прогнозы относительно развития той или иной политической ситуации, четко прослеживает все новостные программы телевидения. Я также заметила, что, являясь, как уже было отмечено выше, убежденным атеистом, он сохранил в себе все качества строгого моралиста. Впрочем, это, наверное, уже к тому, чем именно этот человек меня не смог удивить.
- Говорят, профессор очень любит нашу национальную кухню, в частности, плов, шашлыки и «бадымджан долмасы» - как признался в одном из своих интервью?
- В этом нет ничего удивительного. Вы мне покажите хотя бы одного азербайджанца, да и не только, который не любит этих блюд! Но все они слишком калорийны для человека, которому уже за девяносто и поэтому он на протяжении последних лет строго следит за собственным рационом. Кстати, очень любит дыни и порой не отказывает себе даже в бокале хорошего вина.
- Нам известно, что в свое время супруга великого ученого Фэй Заде написала о нем книгу «Моя жизнь и путешествия с отцом нечеткой логики».
- Совершенно верно. Но мало кому известно, что «Fuzzy Logic» (нечеткая логика) - это лишь часть цикла крупнейших научных трудов Лютфи Заде. Кстати, о его замечательной супруге мне хотелось бы сказать отдельно. Фэй - по специальности журналист, прекрасно владеет немецким, японским, русским, французским и английским языками. Она вышла замуж за моего брата в далеком 1946 году и с тех пор эта семейная пара живет в мире и согласии на протяжении почти семидесяти лет. Вы можете себе это представить?! Я очень благодарна этой женщине по меньшей мере за то, что она всегда и во всем умела остаться надежной моральной поддержкой для своего супруга, что все эти годы окружала его своей любовью и теплотой и создала все необходимые условия для его самоутверждения на мировой арене.
- Ну что ж, думаем, в эти дни в адрес выдающегося ученого Лютфи Заде прозвучало бесчисленное множество поздравлений, добрых пожеланий. Что к ним хотели бы добавить вы?
- Вчера, услышав по телефону его слабый голос, я с болью в сердце в очередной раз убедилась в том, как неумолимо быстро течет время, как все мы бессильны в своем желании остановить его. Конечно же, я своему брату желаю крепкого здоровья, очень хотелось бы, чтобы судьба подарила ему возможность отметить свой вековой юбилей, и чтобы он как можно дольше не расставался со своей очаровательной супругой.
Лала БАГИРЗАДЕ
banner

Советуем почитать