• четверг, 28 Марта, 15:28
  • Baku Баку 16°C

Российский политолог: «Это может не понравиться Азербайджану»

18 февраля 2018 | 16:30
Российский политолог: «Это может не понравиться Азербайджану»
На днях в Анкару с официальными визитом прибыл Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. В рамках своего визита состоялась встреча с президентом Турции Раджабом Тайибом Эрдоганом, где стороны провели долгие переговоры.
Как стало известно по итогам переговоров и по официальным заявления сторон, стало ясно, что Турция и США смогли договориться по сирийскому вопросу, и сейчас стоит ожидать определенное изменение в политики Турции. О том, что стоит ожидать от политики Турции, и будет ли она дистанцироваться от России, рассказал Oxu.Az российский политолог по безопасности Григорий Трофимчук.

– Вчера госсекретарь США встретился с президентом Турции Эрдоганом. После встречи стороны были довольны переговоры и заявили, что США и Турция смогли договорится. Как вы оцениваете договоренности США и Турции?
– Есть базовые вещи, которые никто не отменял. Турция является членом НАТО, и в этих рамках контакты с США развивались всегда, с учётом естественных для любого процесса текущих разногласий. То же самое касается операции «Оливковая ветвь», которая не могла быть начата вразрез со стратегическими задачами США. Операция в Африне идёт, и вот, наконец, всему миру показали, что Турция и Вашингтон как бы договорились.
Я самого начала говорил в своих интервью, что они «договорятся». Придётся также вспомнить о 2013 годе, когда США заставляли Турцию идти на сирийскую войну, а теперь ей это даже понравилось самой, она даже где-то проявляет инициативу. Это, к сожалению, может не понравиться Азербайджану, так как рано или поздно его попросят подтвердить статус союзника Турции, что подразумевает участие в её военных операциях и совсем не в зоне Карабаха.
В противном случае, Баку будет переведён в статус экономического партнёра, с соответствующими последствиями со стороны США. И мы видим уже, по некоторым заявлениям азербайджанского руководства, что такого рода опасения у него есть.
– Как это будет влиять на отношения Турции и России?
– Россия пытается, с огромным трудом, сохранить свои отношения с Турцией, чтобы они не сорвались в пропасть в очередной раз. США делают всё, чтобы это произошло. Россия была вынуждена пойти даже на то, чтобы получить в своё адрес огромную дозу ненависти со стороны курдов. Жертвуя отношениями с курдами ради того, чтобы не вступить в конфронтацию, и даже прямую войну, с Турцией.
Считаю, что ни Москва, ни Анкара не могут долго находиться на этой опасной грани, так как последствия могут быть слишком тяжёлыми для обеих стран. России и Турции надо идти по другому пути, а именно укрепляя свой тыл, с учётом интересов Азербайджана. И такой вариант имеется. Для этого следует во все проекты активно включить Иран. В таком случае за спиной Турции появится мощный тыл, страховка на тот случай, если Вашингтон захочет вдруг поставить её под удар, – причём со спокойным, в социальном отношении, населением стран региона, что является главной гарантией безопасности.
Турции и Азербайджану следует обратить в этом смысле пристальное внимание на рост российско-иранских связей, активизация которых на днях произошла в Поволжье, конкретно в Саратове, который претендует на ведущую роль в российско-иранских проектах. Тогда в один тыловой узел будут увязаны Кавказ, Каспий, Поволжье. Но если протесты в Иране и Турции возобновятся, это поставит под удар весь регион оптом.
– Премьер-министр Турции на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель заявила, что Турция и Германия решила все политические вопросы. Можно ли сказать, что Турция, сейчас уже договаривается с Западом и будет не много дистанцируется от России?
– Турция и Германия не решат «все политические вопросы» никогда. Тактически они могут прийти к временным соглашениям, тем более с новым немецким правительством, но стратегически – нет. Мы видели слишком много примеров, которые подтверждают существенное расхождение во взглядах Анкары и Берлина.
Турция всегда в России считалась прозападной страной, хотя и находящейся на уникальном евразийском стыке, как, собственно, и сама Россия. Но период 2007-2008 гг., когда Турция и Россия начали историческое сближение, всё-таки, говорит о многом. Турция поняла, что основные её интересы лежат не на западе и не на юге, а на севере и востоке. И начавшиеся, для Турции, войны должны укрепить её в этом историческом открытии.
banner

Советуем почитать