• пятница, 29 Марта, 11:13
  • Baku Баку 5°C

Судьбоносное решение

16 декабря 2014 | 11:08
Судьбоносное решение

ЛИЧНОСТЬ
Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном были установлены 4 апреля 1992 года, а осенью того же года приступили к исполнению своих обязанностей диппредставительства России в Азербайджане и Азербайджана в России, отношения между двумя странами были далеки от идиллических.
Во времена правления Народного Фронта они не единожды подходили к критической черте, напоминая эпизоды времен «холодной войны» между СССР и Западом. Пришедшие на «карабахской волне» к власти «фронтисты» в выражениях не стеснялись, а президент Эльчибей решил и вовсе обойти Россию при распределении долей участия в будущем нефтяном консорциуме.
К тому же правительство Эльчибея отказалось от прежних договоренностей относительно вхождения в СНГ, а 9 октября 1992 года Милли Меджлис АР отказался ратифицировать вхождение республики в состав Содружества.
В итоге после прихода к власти лидеров Народного Фронта Азербайджан остался вне формата интеграционных проектов. А.Эльчибей неоднократно заявлял об отсутствии перспектив существования СНГ и проводил политику, направленную на максимальное дистанцирование от Москвы. И только после возвращения на политический Олимп Гейдара Алиева начался процесс изменения официальной позиции Азербайджана.
5-8 сентября 1993 года Гейдар Алиев побывал с визитом в Москве, встретился с Борисом Ельциным, принял совместное с президентом России политическое заявление. Комментируя итоги встречи с российским президентом, Гейдар Алиев назвал главным ее результатом договоренность «об улучшении двусторонних отношений по всем направлениям». Гейдар Алиев сообщил, что его участие в очередной встрече глав государств Содружества 24 сентября в Москве «вполне возможно»…
3, 14 и 20 сентября в Милли Меджлисе прошли бурные обсуждения вопроса о вступлении Азербайджана в СНГ. Несмотря на сопротивление оппозиции 31 голосом против 13 было принято положительное постановление. 24 сентября азербайджанская делегация подписала документы о вступлении Азербайджана в состав СНГ - Алма-Атинскую декларацию, устав СНГ и Договор о коллективной безопасности. Азербайджан становился также членом Межпарламентской ассамблеи СНГ. Правда, впоследствии Азербайджан из ОДКБ вышел.
В связи с этим на встрече с представителями рабочих коллективов 28 сентября Гейдар Алиев заявил, что этот шаг никоим образом не отразится на независимой политике его страны, что Азербайджанская Республика никогда больше не будет в составе какой-либо страны или под влиянием какого-либо государства. Вступление в состав СНГ позволит Азербайджану сохранить с другими независимыми государствами близкие экономические, технические, человеческие связи и контакты.
Экономическая интеграция с этими государствами, по убеждению президента, открывала перед Азербайджаном самые широкие перспективы, а координация и конструктивное взаимодействие в рамках СНГ были способны существенно облегчить и ускорить этот процесс. Время доказало бесспорную правоту и дальновидность решения, принятого в 1993 году.
Приняв решение войти в состав СНГ, чтобы не оказаться в политической изоляции от других государств бывшего СССР, Гейдар Алиев вместе с тем сделал все, чтобы вхождение Азербайджана в данную структуру никак не ущемляло его суверенитета. Почти к каждому соглашению или договору, принятому на саммитах СНГ, республика присоединялась с особыми оговорками и замечаниями (а то и не присоединялась вовсе). За все время своего президентства Гейдар Алиев не поставил подпись ни под одним документом, который хоть в какой-то степени противоречил Конституции и национальным интересам Азербайджана. Более того, в рамках этой структуры Гейдар Алиев смог предотвратить принятие многих решений и соглашений, противоречащих национальным интересам нашей республики и связанных с конфликтами на территории бывшего СССР.
По мнению председателя Общества «Россия-Азербайджан», ректора Российского государственного гуманитарного университета Ефима Пивовара, «одним из определяющих мотивов, побудивших руководство Азербайджана к сближению с СНГ, была необходимость поиска быстрых и эффективных решений проблем вокруг Нагорного Карабаха. Руководство Азербайджана стремилось при использовании влияния России остановить наступление армянских войск и добиться урегулирования конфликта.
Однако, несмотря на то, что Межпарламентская ассамблея СНГ приложила активные посреднические усилия для прекращения огня 12 мая 1994 г., вариант реального участия структур СНГ в миротворческом процессе так и не был найден. На московской встрече в апреле 1994 г. в итоговой декларации были указаны принципы суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ членов СНГ, но на практике они не были применены. В связи с этим Гейдар Алиев отмечал: «Мы имеем Содружество, в котором есть государства, находящиеся между собой в военном конфликте. У нас есть основание для того, чтобы высказать претензии к Содружеству в целом и к России как главной стране СНГ…».
***
Несмотря на вступление в СНГ, политико-экономические отношения между АР и РФ более динамично и последовательно развивались на двусторонней, а не многосторонней основе. Следует, прежде всего, вспомнить первый официальный визит Президента Азербайджана Гейдара Алиева в Россию в июле 1997 года, в ходе которого был подписан основополагающий документ - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. По словам профессора Е.Пивовара, «само подписание данного документа, бесспорно, закрепило все те положительные моменты в отношениях между двумя странами, которые наметились в результате как эффективных действий руководства Азербайджана в лице Гейдара Алиева, с одной стороны, так и усилий российской дипломатии середины 1990-х гг., - с другой».
Однако в середине 90-х годов российско-азербайджанские межгосударственные отношения осложнило два фактора: начавшаяся русско-чеченская война и фактически транспортная блокада со стороны России, а также…
Поставки Россией оружия Армении
В 1997 году разгорелся скандал в связи с нелегальными поставками вооружения Армении. Причем этот факт был раскрыт самими государственными органами России - в Контрольном управлении аппарата Президента РФ, а затем в Комитете обороны Государственной думы. Всплыла информация о том, что за предшествовавшие три года Министерство обороны России незаконно, бесплатно передало Армении оружие, военную технику и боеприпасы на один миллиард (!) долларов.
В связи с этим президент Азербайджана Гейдар Алиев призвал Бориса Ельцина принять необходимые меры в связи с незаконными поставками оружия из России в Армению.
Позднее министр обороны РФ Игорь Родионов подтвердил факт поставок вооружений из России в Армению, подчеркнув, что они осуществлялись без ведома российского руководства. В июле 1997 года была создана трехсторонняя азербайджано-армяно-российская комиссия по расследованию вопроса.
На первом заседании комиссии в Москве, 17-19 сентября 1997 г., была достигнута договоренность об обмене имеющимися в распоряжении сторон документами и материалами, которые могли бы помочь расследованию дела. Подобные документы вскоре были направлены из Азербайджана в соответствующие структуры Российской Федерации, причем под некоторыми из этих документов, санкционировавших российские военные поставки Армении, стояли подписи высших должностных лиц России. Азербайджан представил убедительные доказательства причастности к скандалу командующего Закавказским военным округом генерал-полковника Федора Реута.
Генеральная прокуратура России, ведущая по поручению Президента РФ расследование, имела достаточно доказательств незаконных поставок. К сожалению, не было предпринято никаких конкретных шагов по выявлению виновных, привлечению их к ответственности, а главное – по возвращению оружия в Россию.
Не успел затихнуть скандал 1997 г. с тайными поставками российского вооружения в Армению, как возникла угроза нового. В январе 1998 г. между министерствами обороны России и Армении проходили консультации на данную тему, а в середине февраля они договорились о поставках новых видов вооружения, в том числе и зенитно-ракетных комплексов «С-300» с дальним радиусом действия.
Окончание следует
Эльмира АХУНДОВА
депутат Милли Меджлиса Азербайджана,
доктор философии по филологии
banner

Советуем почитать