• четверг, 25 Апреля, 09:32
  • Baku Баку 14°C

Гибридная угроза

07 марта 2018 | 13:31
Гибридная угроза

НРАВЫ
Сегодня одним из ключевых элементов оборонной политики Польши является создание нового вида вооруженных сил - войск территориальной обороны.
Формально эти войска, как отмечают западные издания, в значительной степени ориентированы на противодействие формам ведения гибридной войны России, а также на борьбу с кампаниями по дезинформации и с кибероперациями, на поддержание патриотических идеалов и помощь в наведении порядка в условиях кризиса и военного положения. На самом же деле эта страна, как показывает многовековой ход истории, всегда позиционировала себя в качестве носительницы «правильных славянских генов», в отличие от «чухонцев», наполовину перемешанных с монголо-татарами. Таким макаром и идет противоборство, причем инициаторами «драки» всегда выступают именно поляки.
Выгодный пиар
Правящая партия Польши «Право и справедливость» в последние годы довольно часто привлекала внимание международной прессы из-за своих разногласий с руководством Евросоюза. Но одним из наиболее интересных аспектов внешней политики Польши является увеличение военных расходов и реформирование вооруженных сил страны.
И одним из показательных моментов в этом плане является как раз создание войск территориальной обороны, законодательная основа для которых была заложена в декабре 2015 года, через несколько месяцев после того, как «Право и справедливость» получила большинство мест в Сейме. Причем не только эта организация, но и все без исключения правые партии этой страны назвали Россию одной из основных угроз национальной безопасности для Польши, ссылаясь на авиакатастрофу под Смоленском, в которой погибли многие из польского военного руководства, а также на события в Украине и в странах Балтии.
Хотя, впрочем, они могли бы сослаться на времена поражения Наполеона, на времена Богдана Хмельницкого и даже на смуту начала XVII века. Впервые идею создания волонтерской легкой пехоты на региональном уровне в дополнение к национальным вооруженным силам предложил теперь уже бывший министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич.
В дополнение к основным функциям войска территориальной обороны должны также будут охранять зоны прибытия союзных войск и оказывать противодействие саботажу. Мацеревич однажды даже заявил, что они смогут справляться с российским спецназом. В отличие от регулярной польской армии, все гарнизоны и базы по подготовке войск территориальной обороны будут располагаться недалеко от места проживания их членов.
Бойцы этих войск смогут хранить часть обмундирования у себя дома, но оружие будет оставаться на складах. Также они будут получать деньги за участие в занятиях и подготовке, а те из них, кто попадет в резерв первой очереди, смогут рассчитывать на повышенную зарплату. Эти войска будут подобны резервным в странах Балтии. В настоящее время в войсках территориальной обороны задействовано всего около 7 тыс. человек, но к 2019 году состав должен расшириться до 50 тыс. человек.
Почва для разногласий
Необходимость быстрого увеличения численного состава войск территориальной обороны привела к значительным разногласиям в Польше. Многие посчитали, что принимая различные меры, Мацеревич отдавал больший приоритет войскам территориальной обороны, а не регулярным воинским подразделениям Польши. Из-за этого некоторые поляки, в том числе известные оппозиционные политики, назвали войска территориальной обороны «частной армией Мацеревича». Войска пытались подчинить генеральному командованию армии, но правящая партия отклонила эту инициативу.
Кстати, они уже получили официальный статус в качестве пятого вида Вооруженных сил Польши - наряду с сухопутными войсками, ВВС, ВМС и силами спецопераций. Более того, новоназначенцы получают официальный приоритет в оснащении новыми видами стрелковых вооружений. В частности, их раньше, чем регулярную армию, оснастили стрелковыми платформами индивидуального оружия MSBS (автоматы, ручные пулеметы, снайперские винтовки). Для сравнения: обычные военнослужащие используют автоматы Wz.88 Tantal или Wz.96 Beryl на основе автомата Калашникова. Опасения относительно непредсказуемости России сохранились в Польше и после смены правительства, что в общем-то вполне объяснимо. Далеко ходить не надо, достаточно лишь перечитать, что говорил недавно кандидат в президенты РФ, он же президент Путин в своем обращении к Федеральному собранию и всему миру.
Новый премьер Матеуш Моравецки на недавнем форуме в Давосе заявил: Россия на сегодня является наиболее серьезной угрозой для Польши. В интервью изданию Politico Моравецки призвал готовиться к возможному дальнейшему вторжению России в Украину. «Что может произойти в случае развития войны на Донбассе, если российская армия двинется вглубь территории Украины? Разумеется, мы этого не знаем; надеемся, что этого не произойдет, но лучше иметь вторую и третью линии обороны», - заявил глава правительства Польши. Видимо, как раз такой линией обороны и должны стать в том числе упомянутые войска.
С учетом того, что их бойцам будут выплачиваться деньги, когда они проходят сборы, фактически это не добровольцы, как их окрестили некоторые СМИ, а военнослужащие резерва. И что касается их потенциальной роли, здесь скорее можно говорить о контроле территории, борьбе с диверсантами, охране военных и инфраструктурных объектов - такие задачи они вполне способны выполнять. Какая-то отдаленная аналогия по функционалу - это, например, Национальная гвардия США.
Вообще цели создания войск территориальной обороны кажутся весьма благородными: они должны стать добровольческой силой, готовой противостоять диверсионным действиям иностранных государств, обеспечивать поддержку в периоды кризиса и давать отпор в случае вторжения врага. Однако создание таких сил, не лишив регулярную армию ее потенциала и боеготовности, может оказаться задачей крайне сложной, полагают военные эксперты. То есть только время покажет, смогут ли войска территориальной обороны выполнять свои функции совместно с профессиональной польской армией.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать