• пятница, 29 Марта, 12:34
  • Baku Баку 14°C

Тандем ПСР и ПНД

14 марта 2018 | 12:01
Тандем ПСР и ПНД

ПОЛИТИКА
Глава Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели заявил на днях, что его партия полностью поддержит переизбрание президента Реджепа Тайипа Эрдогана, председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР).
Помнится, на последних парламентских выборах в Турции в ноябре 2015 года одной из главных целей кампании Бахчели было не допустить, чтобы Эрдоган сосредоточил всю исполнительную власть в руках президента, поскольку это ослабит парламент и судебную систему.
Однако попытка военного переворота 15 июля 2016 года стала поворотным моментом в позиции Бахчели. Он полностью поддержал правительство ПСР, в частности кампанию против движения «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена, которого ранее обвинил в заговоре (из-за этих обвинений он потерял нескольких депутатов), а также введение чрезвычайного положения 20 июля 2016 года.
К слову, председатель социал-демократической оппозиционной НРП (Народно-республиканской партии) Кемаль Кылычдароглу расценил этот акт правительства, как «гражданский переворот», оппортунистически последовавший за военным переворотом.
Бахчели поддержал Эрдогана в парламенте по вопросу внесения конституционных изменений к референдуму в апреле 2017 года о концентрации исполнительных полномочий на президентских выборах. Если бы не поддержка Бахчели, которая, кстати, привела к расколу в ПНД, Эрдогану ни за что не удалось бы внести поправки в Конституцию. Но несмотря на раскол в партии, Бахчели продолжил поддерживать Эрдогана, что позволило ему на референдуме набрать 51,5% голосов.
В настоящий момент основной ударной силой правительства в боевых действиях против курдских террористических групп, проводимых в городе Африн, а также операциях против КРП, проводившихся несколько лет тому назад в южных провинциях, были националистически настроенные полицейские и военные. Кстати, на вводе войск в Сирию и в частности на проведении операции в Африне настаивало руководство ПНД.
Недавно Девлет Бахчели объявил о «Республиканском союзе». Речь идет о блоке ПНД и ПСР на выборах, которые состоятся в следующем году. На них руководство ПНД поддержит кандидата ПСР, то есть Реджепа Тайипа Эрдогана. И хотя неясно, какие политические дивиденды получит ПНД, события последних месяцев показывают, что влияние националистического движения в стране растет. Националистические лозунги президента, националистические лозунги в армии и полицейском спецназе, все это говорит об усилении влияния националистического движения в государстве.
Однако Бахчели говорит, что его поддержка Эрдогану может выходить за рамки выборов 2019 года. Это позволяет предположить, что между ПСР и ПНД идет конвергенция.
Впрочем, несмотря на схожесть политических платформ ПСР и ПНД, все же между ними есть одна существенная разница - если первая не знает этнических и национальных различий и ориентирована на интересы мусульманской уммы (общины), то вторая ориентирована исключительно на национальные интересы. Потому-то сближение между ПСР и ПНД стало возможным из-за курдского вопроса и борьбы с терактами со стороны «Курдской рабочей партии».
Тесное сотрудничество ПСР и ПНД началось именно после прекращения мирных переговоров правительства Турции с КРП в 2015-м.
Так почему же Бахчели продвигает свою партию ближе к ПСР и почему Эрдоган не возражает против этого?
По всей вероятности, это связано с тем, что для переизбрания в ноябре 2019 года (президентские и парламентские выборы в Турции состоятся в один день, 3 ноября 2019 года) в первом же раунде Эрдогану потребуется 50% плюс один голос. Как показал референдум 2017 года, с голосами только ПСР Эрдоган вряд ли сможет добиться этого. Поэтому ему и нужны голоса ПНД.
Что касается ПНД, то после того, как Эрдоган перешел на более националистическую риторику, начался массовый дрейф наиболее благочестивых избирателей к ПСР. Именно тогда Бахчели понял, что ему нужно что-то сделать, чтобы остановить эрозию в его партии.
На протяжении двух последних месяцев ПСР и ПНД ведут переговоры о создании совместного блока на парламентских, местных и президентских выборах. Вопрос о переизбрании Эрдогана, по-видимому, даст возможность Бахчели получить портфели в правительстве.
Как заявил газете «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, договоренность о поддержке ПНД кандидатуры лидера ПСР Реджепа Эрдогана на пост президента, достигнутая еще в 2017 году, была важным политическим посланием для других политических партий:
- Все партии в Турции очень активно готовятся к выборам. И эти договоренности, достигнутые между Эрдоганом и Бахчели, породили совершенно новый тренд.
Дело в том, что другим партиям не остается ничего другого, как идти на создание коалиций. Но поскольку возник тандем ПСР-ПНД, обладающий большинством голосов, то прочим партиям придется объединяться.
25 октября 2017 года в Турции появилась новая, так называемая «Хорошая партия» (İYİ Parti). Возглавила ее женщина - Мерал Акшенер, сумевшая заработать серьезный политический капитал. В 1995 году Акшенер была избрана членом Великого национального собрания от Партии верного пути. С 8 ноября 1996 года по 30 июня 1997 она занимала пост министра внутренних дел. Также избиралась в парламент в 1999-м, 2007-м и 2011 годах (последние два раза от ПНД). Выйдя побежденной из напряженной борьбы за руководство ПНД, она основала новую партию.
В эту партию вошли и несколько бывших функционеров ПСР. Это по сути был месседж и для правящей партии, и для партии Бахчели, что наступила пора объединять свои усилия. Поскольку электорат устал от старых лидеров и идей. Сами «хорошисты» предполагали представить новую программу, новую платформу, чтобы объединить всех тех, кто устал от старой политики.
Поначалу «хорошисты» быстро набрали неплохой рейтинг, который дальше уже не рос, оставшись на том же уровне.
Поэтому все действия ПСР и ПНД следует соотносить с предстоящими выборами. Происходит перегруппировка сил и формирование блоков.
И на этих выборах тон будут задавать не отдельные партии, а блоки. Кто с кем будет блокироваться, пока трудно сказать. На сегодня в Турции около 90 партий. И основная борьба пойдет между этими мелкими партиями.
В связи с войной в Сирии и выдвинутой концепцией «неоосманизма», которая воспринимается неоднозначно не столько в Турции, сколько за ее пределами, правящая партия испытывает потребность модернизации своей идеологии.
Поэтому националистические идеи, которые были на втором плане, сегодня, в условиях проводимой в Африне и предстоящей на севере Ирака военных операций, вновь становятся востребованными.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать