• пятница, 19 Апреля, 15:54
  • Baku Баку 25°C

Вода - живая и мертвая

19 июля 2015 | 13:34
Вода - живая и мертвая

ПОТРЕБИТЕЛЬ
С наступлением лета качество бутилированной воды становится традиционно актуальной темой обсуждений. О том, что мы пьем, не рассуждает только ленивый, но нас интересует точка зрения экспертов, занимающихся исследованием этого рынка с его подводными течениями.
Председатель Общественного объединения производителей воды Довлет Мамедов рассказывает, что рынок воды в нашей стране насыщен, много местных производителей, а также достаточно большой импорт, вот только назвать точные объемы и географию происхождения заморских вод никто не возьмется.
Во-первых, производители и импортеры тщательно скрывают цифры, а информация Государственного комитета по статистике, предположительно, опирается на данные Министерства налогов. К тому же, официальная статистика не «грешит» оперативностью, ограничиваясь данными трехлетней давности. Во-вторых, о намеренно ограниченном доступе потребителей к информации говорит сам факт отсутствия сведений об источнике содержимого на таре.
На этот нюанс в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» и указал в основном председатель общественного объединения. «Этот щепетильный момент никто не контролирует», - сказал он, отвечая на вопрос о происхождении содержимого бутилированных вод местного производства. Казалось бы, покупатели имеют полное право знать, за что они платят и что пьют, а отсутствие информации стоит считать очевидным нарушением этого права. Однако эта на первый взгляд очевидная данность, стала предметом разногласий.
Так, со слов председателя неправительственной организации Союза свободных потребителей (ССП) Эйюба Гусейнова, азербайджанское законодательство оставляет этот момент на усмотрение производителя. «В данном конкретном случае производитель может указать источник, а может не делать этого», - сказал специалист, не вдаваясь в рассуждения о справедливости такого подхода. Значит ли это, что потребителю остается надеяться только на добросовестность производителя?
Д.Мамедов категорически не согласен с позицией Э.Гусейнова, потому что технические стандарты предусматривают обязательное указание источника, а также контактных данных и адреса производителя. Со слов эксперта, существуют механизмы контроля над качеством и соответствием содержания бутылки. Другое дело - эффективность контрольных механизмов в действии, не все специалисты уверены в том, что контроль осуществляется на должном уровне.
Среди «неуверенных» и председатель общественного объединения производителей воды. С его слов, процедура сертификации на предмет соответствия ступенчата и зависит от первоначального вердикта Института курортологии - именно сюда производители обязаны представить материал для первоначального анализа. Сотрудники института проверяют содержимое, и на основе их заключений выносят свои вердикты Республиканский центр гигиены и эпидемиологии и Государственный комитет по стандартизации, метрологии и патентам.
Сама по себе эта стандартная процедура контроля не вызывает нареканий, однако в реальности, по многолетним наблюдениям Д.Мамедова, работники Института курортологии не утруждают себя тем, чтобы выехать в регион и сверить содержимое бутылки, представленной для анализа, со свойствами и качеством воды источника.
«Они ограничиваются кабинетной работой, и это вызывает справедливое опасение нашей организации по поводу соответствия пробной воды заявленным свойствам и качеству, - сказал наш собеседник. - Ведь при таком раскладе производитель может предъявить для анализа все, что угодно. Сотрудники Института курортологии должны выезжать на место производства, брать пробы воды из указанного источника и проверять содержимое тары на предмет соответствия заявленному. Но они предпочитают отсиживаться в собственных кабинетах, чем и пользуются производители».
Эту точку зрения оспорил источник редакции в Госстандарте. «Работники этой службы могут выехать на место и провести там аналитическую работу, если у них возникают сомнения, - сказал он газете «Каспiй». - К тому же, заполнить емкость любой водой достаточно сложно, потому что сама процедура сопряжена с составлением акта в присутствии свидетелей. Емкость для анализа специально запечатана и закреплена подписями свидетелей». Специалистов в данном случае волнует и сама процедура получения сертификата, выдаваемая на год на партию показательного товара.
Тема сертификации и гигиенического контроля бутилированной воды представляет собой непочатый край для обсуждений, но стоит согласиться, что лучшим свидетельством качества является востребованность с учетом стоимости. Бюджетный рейтинг популярных наименований - «Şollar», «Sirab», «Slavyanka» (говорят, что пять лет назад воду эту наливали из-под крана, но теперь она поступает к нам из Гядабея), «Badamlı» и пр. Среди населения особенно популярна «BonAqua», которую производит Azerbaijan Coca-Cola Bottlers ltd и «Аkvaminerale» от Pepsi-Cola Azerbaycan MMM Mars Overseas Baku Ltd, а также «AquaVita» (местная компания «Tac»). С последней вроде все ясно - компания привозит воду из источника Шоллар. А вот источники вод «BonAqua» и «Аkvaminerale» неизвестны. Другой вопрос: сохраняет ли минеральная вода свои лечебные свойства после путешествия от источника в город?
По мнению специалистов, качество воды ухудшается, но пить ее все же лучше, чем фильтрованную из-под крана. Предприятия по розливу стремятся быть ближе к столице, чтобы снизить транспортные и иные расходы. Что тут поделаешь?
«Хорошие» и «нехорошие» производители
По данным Д.Мамедова, внутреннее производство минеральной и простой бутилированной воды сегодня соответствует стандартам качества. В стране работают пять местных крупных заводов таких известных марок как «Badamlı» и «Sirab» (Нахчыван), «Slavyanka» (Гядабей), «AquaVita», «Damla» (Газах).
«В этом году вода марки «Sirab» была признана лучшей, - сказал нам собеседник. - Кстати, это единственная компания, занимающаяся экспортом своей продукции в Россию, Казахстан, Туркменистан, Прибалтику и Турцию. На втором месте по экспортным возможностям находится марка «Badamlı», которую вывозят на российский рынок, однако в массе своей местные компании производят ее лишь для внутреннего потребления». По данным специалиста, «у них нет лишнего».
Говоря о хорошем качестве продукции местных заводов, специалист отметил достаточно емкий сегмент подпольного производства - это такие воды, как «Daglar», «Buz», «Kəhriz», «Qoşqar», «Qax» - ассортимент, не имеющий сертификации и права на существование. Но контрольные инстанции сей факт почему-то не интересует. Поддельная вода продается на пляжах, у автомобильных дорог и регионах страны, стараясь не привлекать повышенного внимания.
Кроме того, поддельной и даже опасной с гигиенической точки зрения наш собеседник назвал воду, которую предприимчивые предприниматели развозят по жилым массивам, а после собирают тару для дальнейшего использования. Это 19-литровые пластиковые емкости с водой неизвестного происхождения. Особенно напрягает то, что тара перед повторным использованием не проходит термической обработки…
Недавно на рынке появилась тоже сомнительного происхождения вода «Elsu». «Трендом последних лет стала практика использования воды из артезианских колодцев, - сообщил Д.Мамедов. - Такие воды выходят под названиями «Kəhriz» и «Adışirin», кстати, без указания источника. Производители не утруждают себя прохождением обязательной для артезианской воды раз в два месяца проверки в Институте курортологии. Недавно я беседовал с руководством института, которое призналось, что отправляет своих сотрудников на место источника только по жалобам потребителей».
По данным председателя Общества производителей воды, широкий поток импорта из соседней Грузии грешит возможностью подделок, потому что известны случаи подпольного производства в этой стране таких известных брендов, как «Боржоми» и «Натахтари». Другой проблемой реализации лечебных вод являются условия хранения, не поддающиеся контролю Госстандарта, РЦГЭ и прочих ответственных ведомств. Эксперты бьют тревогу по поводу реализации лечебных вод в торговой сети магазинов, не соблюдающих условий хранения заграничного минерального ассортимента. Прямые солнечные лучи и высокая температура способны убить лечебные качества самого полезного продукта, превратив живую воду в мертвую и даже опасную для здоровья, - полагают эксперты.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать