• пятница, 19 Апреля, 22:28
  • Baku Баку 24°C

Подарите мне почку

16 февраля 2014 | 12:31
Подарите мне почку

МЕДИЦИНА
Джавид Ахундов чувствует себя прекрасно. Дедушка шестилетнего мальчика, ставший донором живой почки для самого юного пациента в истории отечественной трансплантологии, держится молодцом и даже вышел на работу. Он работает шофером…
- Трансплантация прошла без мучительной для такого рода больных программы гемодиализа. Особенность этой операции в том, что пересаженная почка помещена в брюшную полость мальчика. Мы выписали его домой уже на пятый день. Джавид наш тридцать первый пациент, получивший почку без диализа, - с гордостью сообщил заведующий отделением хирургии и трансплантации органов ЦБН (Центральной больницы нефтяников) Мирджалал Казыми.
Корреспондент газеты «Каспiй» не удержался от искушения побывать в ЦБН. О том, кто чаще всего становится донором для больного человека, сколько стоит операция по пересадке почки, и можно ли продать свою почку другому человеку, рассказали нефролог ЦБН доктора медицинских наук Эльнур Фараджев и М.Казыми.
Где искать донора?
В кресле на приеме у нефролога полулежит мужчина на вид лет шестидесяти: темные круги под глазами и характерный болезненный цвет кожи выдают хроническую почечную недостаточность. Напротив пациента - донор живой почки. Понимаю из разговора между врачом и пациентом, что это родственник.
- Иначе не может быть, закон «О трансплантации человеческих органов и тканей», принятый от 26 октября 1999 года, запрещает продажу донорских органов. Донорами в нашей стране могут быть только родственники, - объяснил М.Казымли, - они помогают безвозмездно. Другого забора почек у нас нет.
- С родственным донором везет далеко не всем. Может не быть совместимости тканей с пациентом, и тогда вопрос о родственной почке отпадает. Почему нельзя воспользоваться донорским органом другого близкого человека? И есть ли у нас практика пересадки трупных органов?
М.Казыми видит огрехи, но не спешит с выводами:
- Для людей, предлагающих такую помощь, не должно быть преград. Как вариант, такие вопросы могут решать этические комиссии, которые обсуждают причины, побуждающие донора - не родственника жертвовать орган. У нас нет такой практики, поэтому вся надежда на родственников. Этот вопрос может быть решен, если в стране будет создан Банк донора, - полагает врач, - такой подход практикуется во всех странах мира. Известно, что в мировой практике больным пересаживаются трупные почки, потому что они более доступны. Но не в нашем случае...
По закону трансплантация допускается от живого донора без угрозы его здоровью. Изъять «живую почку» можно только по добровольному согласию гражданина свободного и психически здорового. Разумеется, не может быть донором несовершеннолетний, душевнобольной, заключенный или человек, так или иначе материально зависящий от реципиента.
- В Азербайджане нет недостатка в живой донорской почке, - говорит нефролог Э.Фараджев - Родственники всегда готовы прийти на помощь, пожертвовать свою почку или печень. Мы используем родственную почку, другого выхода пока нет.
- У меня вопрос иного порядка. Выходит, что наши хирурги забирают органы у живых людей, когда можно использовать трупные?
- Трупные органы изымаются у нас крайне редко, потому что нет регламентирующих документов. Для забора органов или тканей у трупного донора нужно начать с главного, - считает М.Казыми, - для этого реанимационные отделения больниц должны диагностировать смерть мозга. В наших больницах этого нет, поэтому о какой-нибудь очередности пересадки трупной почки не может быть речи. Процесс донорства - это совместные усилия, как правило, нескольких учреждений и многих специалистов самого разного профиля - невропатологов, нейрофизиологов, реаниматологов, анестезиологов, администраторов, судебно-медицинских экспертов и хирургов. В больницах должны быть координаторы этой работы…
На нет и суда нет. Нашим хирургам в этом плане проще. Орган у родственника забирают в месте трансплантации, поэтому нет проблем с транспортировкой. Нет смысла налаживать связи между базами забора и трансплантации. В мировой практике трупные пересадки сопряжены с огромным количеством сложностей - начнем с того, что надо уговорить родственников пациента, а приживается трупная почка хуже живой родственной. У нас этих проблем нет. Потому что есть живые доноры - родственники, которым не остается иного выхода, как приносить себя в жертву.
Драма на диализе
Родственникам остается жертвовать свою почку или наблюдать, как медленно умирает близкий человек, посаженный на иглу гемодиализа. Статистика пяти последних лет пугает смертностью больных на диализе. Но больше пугают очереди на бесплатный диализ.
- От различных болезней гибнет 70% больных, посаженных на эту процедуру. При хроническом диализе возникают осложнения, связанные с использованием сосудистого доступа. Больные умирают от сердечной недостаточности, мозговых катастроф и инфекционных осложнений. В 35% диализную жизнь прерывает гепатит, - сказал М.Казыми, - поэтому пересадка почки - это единственный выход. И лучше всего, если до операции больной не подвергался этой мучительной процедуре.
Мнение хирурга разделяет нефролог ЦБН Э.Фараджев. Гемодиализ - не лечение, справедливо полагает врач. Трансплантация помогает решить эту проблему раз и навсегда. Стоит пересадка почки в Центральной больнице нефтяников 12 тыс. манатов. Делают такие операции здесь сравнительно недавно - начиная с 2010 года.
- С 2010 года в стенах нашей больницы сделано 128 трансплантаций почки и 56 операций по пересадке печени, - сказал М.Казыми, - летальных исходов всего 2%. Наши результаты ничем не хуже, если сравнить достижения азербайджанских врачей с коллегами из Европы и Америки. Это не голословные заявления, а результат сравнительного анализа.
Трансплантация - последняя надежда
По словам хирурга, ЦБН - единственная в Азербайджане больница, где налажена систематически трансплантация внутренних органов:
- Операции по пересадке делают и в других клиниках города с приглашением иностранных специалистов, но не поставлены на поток. В ЦБН работает команда местных врачей, которые получили образование за рубежом.
Команда врачей этой клиники ведет очень сложную и нужную работу, потому что трансплантация почки остается единственным выходом для больных ХПН. Сегодня на диализе по бесплатной государственной программе находится 2 100 человек, сказал Э.Фараджев. О том, сколько больных томится в очередях на бесплатную программу, ничего не известно. Неизвестно также количество больных, потерявших эту надежду. Поэтому пересадка почки остается последней надеждой на жизнь.
- На Западе уже давно подсчитано, что трансплантация обходится государству дешевле в два, а то и три раза, чем лечение больного на гемодиализе. В год на диализ одного больного уходит 23-25 тыс. манатов, - сказал М.Казыми, - для сравнения, пересадка почки стоит 12 тыс. манатов. С каждым последующим годом стоимость лечения больного, перенесшего трансплантацию, становится все меньше и меньше. Через несколько лет разница между стоимостью содержания больного после трансплантации и больного на диализе получается весьма значимая, и не в пользу диализа! На Западе это уже давно поняли и сделали выводы.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать