• вторник, 23 Апреля, 21:19
  • Baku Баку 20°C

Дмитрий Савельев: «Россия опирается на сотрудничество с Азербайджаном в укреплении безопасности на Кавказе»

09 апреля 2018 | 15:24
Дмитрий Савельев: «Россия опирается на сотрудничество с Азербайджаном в укреплении безопасности на Кавказе»
Депутат Государственной Думы Российской Федерации, руководитель Межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан в беседе с корреспондентом АЗЕРТАДЖ поделился мнением о значении саммита в Анкаре для международной политики, и оценил роль Азербайджана в выстраивании внешней политики стран региона.
- Дмитрий Иванович, что вы считаете наиболее важным достижением встречи лидеров трех стран в Анкаре?
– Самым важным итогом трехстороннего саммита я считаю сигнал, поданный Европе и Соединенным Штатам: в решении проблем нашего региона мы более не нуждаемся в ваших услугах! Столетиями все изменения в мировой политике происходили с благословения Запада, но эта эра закончилась: теперь страны региона объединились для того, чтобы самостоятельно решить сирийский вопрос.
Несомненно, Москва, Тегеран и Анкара руководствуются разными соображениями, участвуя в этом процессе, но недаром отметил в своем выступлении на «круглом столе» Виктор Надеин-Раевский, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона РАН: «На протяжении истории между нашими странами всякое случалось, но когда встал вопрос о завершении войны в Сирии, нам удалось объединить свои усилия». Стратегический подход возобладал над сиюминутными конфликтами, когда Россия, Турция и Иран продемонстрировали миру желание и возможность создать новую систему безопасности в ближневосточном регионе.
– Вы полагаете, что встреча в Анкаре превратилась для лидеров трех стран в возможность выступить единым фронтом перед странами Запада по ряду напряженных вопросов?
– Поскольку ни США, ни Европа не могут предложить внятной миротворческой инициативы по сирийской проблеме, формат переговоров в Астане на данный момент является единственной реальной возможностью найти ее политическое решение. Как подчеркнул в рамках «круглого стола» Алексей Фененко, доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ, «США безумно раздражает факт существования Астанинского процесса, они воспринимают его как откровенный вызов своим интересам, ведь этот формат связан с Шанхайской организацией сотрудничества: большинство участников сирийского урегулирования являются членами ШОС (как Казахстан и Россия), наблюдателями (как Иран) либо партнерами (как Азербайджан и Турция) этой организации». ШОС имеет собственную региональную структуру по борьбе с терроризмом, ведь наличие вооруженных формирований на границе с Турцией и Ираном – угроза не только национальной, но и региональной безопасности.
Расширение подобного сотрудничества должно охватить все страны региона. Пример тому – VII Конференция по международной безопасности, только что прошедшая в Москве. Среди ее участников из 95 государств – и министр обороны Ирана, бригадный генерал Амир Хатами, и заместитель министра обороны Азербайджана генерал-лейтенант Керим Велиев.
Особо стоит сказать о том, что Азербайджан по факту является буфером для проникновения террористов с арабского Востока, в частности из Сирии, в Россию. У Азербайджана исключительно высокопрофессиональные спецслужбы и армия, которые эффективно выполняют свою работу и имеют обширный опыт взаимодействия с российскими коллегами. Россия, определяя свои методы борьбы с международным терроризмом и наркоугрозой, несомненно опирается на сотрудничество с Азербайджаном в укреплении безопасности на Кавказе, как с одним из ярчайших лидеров в регионе.
– А каково значение саммита в Анкаре для самих его участников?
– Для нашей страны это, прежде всего, очевидный прогресс в поступательной политике на южных рубежах. Как образно заявил, выступая на круглом столе, политолог-востоковед Вячеслав Матузов, «мы сорвали глобальный план США по переустройству Ближнего Востока». В условиях, когда западные страны стремятся изолировать Россию на мировой арене, она активно вступает в диалог с важнейшими государствами региона, в первую очередь, с Турцией, которая единственной из стран НАТО перестала идти на поводу у Соединенных Штатов и вступила в стратегический союз с Россией, исходя из собственных интересов.
Кроме того, активное сотрудничество в регулировании сирийского конфликта повышает доверие стран друг к другу и на других направлениях, потому что Россия, Турция и Иран имеют множество пересекающихся интересов в сфере ядерной энергетики, транспорта и торговли. Сейчас в Россию активно возвращаются турецкие строительные компании, с Ираном достигнут ряд договоренностей по Каспию, завершено строительство железнодорожного пути «Север-Юг», проходящего через территорию Азербайджана. Кстати, напомню, что эта магистраль станет связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. А выход России, регионов Кавказа и Центральной Азии, а также Европы к Персидскому заливу и к Индии позволит в несколько раз увеличить объемы взаимной торговли.
Особо подчеркну, что именно Азербайджан выступил инициатором создания специального координационного комитета «Север-Юг», а Россия и Иран горячо поддержали эту идею. Азербайджан вообще самый надежный партнер России. Взаимные экономические интересы в том числе задают вектор развития политических отношений наших стран, и в данном контексте саммит в Анкаре также имеет первостепенное значение. К тому же, если говорить о Турции и России, то Азербайджан сыграл немаловажную роль в восстановлении наших отношений после недавнего кризиса. И Россия в полной мере может опираться на своего стратегического партнера, в том числе, в плане дальнейшего укрепления связей с Турцией.
banner

Советуем почитать