• четверг, 28 Марта, 12:47
  • Baku Баку 16°C

Ставки слишком велики

25 апреля 2018 | 11:13
Ставки слишком велики

ПОЗИЦИЯ
Высший избирательный совет (аналог нашей ЦИК) Турции опубликовал список десяти политических партий, которые были допущены к досрочным выборам.
Время летит быстро, и теперь уже очевидно, что ровно через два месяца, 24 июня народ братской страны с избранием нового президента одновременно распрощается с парламентской формой правления, которая составляла фундамент политической жизни республики, заложенный Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году. На смену ей придет новая, президентская форма правления, которая усилит функции исполнительной власти. Это произойдет в соответствии с результатами референдума по поправкам в Конституцию 2017 года, хотя окончательно поправки в Конституцию вступят в силу в ноябре следующего года. Если бы выборы состоялись сейчас, правящая Партия справедливости и развития несомненно прошла бы во второй тур…
Гонка уже началась
Понятно, что на фоне успешной с военной точки зрения операции «Оливковая ветвь» в Африне, а также благодаря ораторским способностям и мастерству политической эквилибристики действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана его команда на предстоящих выборах будет в лидерах. Однако это касается первого тура, а дальше все будут решать технологии.
Во второй тур могут пройти как давнишние ее конкуренты: Народно-республиканская партия (НРП) во главе с Кемалем Кылычдароглу и Партия националистического движения (ПНД) Довлета Бахчели, так и созданная в октябре прошлого года «Хорошая партия» (İYİ Parti), возглавляемая Мерал Акшенер. Турецкую «бочку с медом» может подпортить Демократическая партия народов, на прошлых парламентских выборах прошедшая барьер в 10%, депутаты которой затем в стенах Великого национального собрания и со страниц газет пропагандировали сепаратизм и экстремизм, за что и поплатились различными тюремными сроками.
Во всяком случае, курдский радикализм и армянских подпевал никто не отменял, потому все же есть опасность того, что эта явно антигосударственная политическая структура вполне способна оттянуть десятую часть голосов, чтобы перед вторым туром начать торг с теми, кто займет вторую строчку в рейтинге.
Но начнем с сильнейшего. Спустя сутки после объявления даты выборов Эрдоган заявил, что фактически он и его партия, поддерживаемая электоратом Бахчели, уже начали агитационную кампанию. И, надо признать, шансы Эрдогана, партия которого имеет очень большой опыт участия в выборах и общения с электоратом, предпочтительнее, чем у его соперников.
Что касается оппозиционной этому тандему НРП, то она, как и ожидалось, выдвинула на пост президента Турции своего лидера Кылычдароглу - кандидатуру последователя заветов Ататюрка в ходе голосования поддержали 85% членов партии. А вот возглавляемая госпожой Акшенер команда является откровением для выборщиков - с одной стороны, в нее влились вчерашние «националисты» из ПНД, что резко сокращает шансы Бахчели, с другой - ее идеология строится на ататюркистских взглядах. И вот этот микс, кажется, должен будет сработать, поскольку последние опросы показали, что на него ставит почти 39% потенциального электората.
Новая партия была создана после того, как из ПНД ушла часть функционеров в связи с кризисом, разразившимся весной 2017 года из-за взятого ее лидером Довлетом Бахчели курса на сближение с партией власти. Кстати, вопрос о том, допустят ли молодое политическое образование к выборам, решился в последний день оглашения списка, да и то на фоне разговоров о том, что Эрдоган намеренно перенес выборы на июнь, чтобы «прокатить» амбициозного новичка, что он, мол, испугался женщины.
Грязные игры
Было еще одно весомое обстоятельство. За день до оглашения 15 депутатов парламента от команды Бахчели подали в отставку и присоединились к «Хорошей партии», у которой уже было 5 парламентариев. Таким образом последняя обзавелась необходимым количеством человек в парламенте, что позволяет сформировать депутатскую фракцию и освободиться от ограничений для «несовершеннолетних» и небольших партий.
Лидер ПНД Довлет Бахчели назвал происходящее «грязными играми, которые не соответствуют демократическим принципам», что еще больше раззадорило публику - появились слухи, что еще 5 его депутатов покинут «отчий дом» и уйдут «к отщепенцам».
Примечательна и реакция на происходящее правящей команды. Министр экономики Нихат Зейбекчи во время выступления в провинции Денизли и вовсе перешел к угрозам в адрес будущей оппозиционной коалиции: «15 депутатов ПНД перешли в ряды İYİ Parti. Для чего? Они отреклись от своих принципов ради одной цели - нацелиться на нашего президента Эрдогана. Они вынашивают план, как бы навредить Турции, однако у них ничего не выйдет».
Другие оппозиционные партии пока не определились со своими кандидатами на пост главы государства. Известно лишь, что один из сателлитов - Партия благополучия Темеля Карамоллаоглу с ультраправым происламским электоратом - ведет переговоры с Бахчели о возможном выдвижении единого кандидата. Но это уже из серии, как бы запрыгнуть на подножку уходящего поезда.
Реанимация Гюля
Одним из претендентов на эту роль называют экс-президента Абдуллаха Гюля, стоявшего у истоков Партии справедливости и развития.
Вероятность того, что он может согласиться на выдвижение от имени объединенной оппозиции, пока вызывает сомнения, так как препятствием для проекта могут стать его прошлое в правящей партии и некогда тесная работа с Эрдоганом. Кроме того, с момента ухода с президентского поста в 2014 году он старался максимально дистанцироваться от активной политики, практически не давал комментариев и высказывался только по самым острым темам. Его позиция относительно соблюдения демократических норм и недопустимости авторитаризма хотя и была весьма сдержанной, но все же носила критический характер по отношению к действующим властям страны.
Очевидно, что сейчас оппозиционные партии стараются отодвинуть личные амбиции на второй план ради успеха на выборах. Ведь речь идет не только о кресле президента, но и о местах в парламенте (выборы пройдут в один день), и чем их будет больше у оппозиционеров, тем эффективнее они смогут влиять на главу государства, если им не станет «их человек».
Расклад сил
Итак, против Эрдогана объединяются достаточно серьезные силы: основная оппозиционная партия Кылычдароглу и «Хорошая партия», привлекающая многочисленных представителей правых сил. Проблема в том, что и действующий президент делает ставку на тех же избирателей - консерваторов, националистов и верующих, ведь он не просто так объединился с Бахчели. Однако беспокоит то, что турецкая экономика, несмотря на довольно-таки неплохие макропоказатели, чувствует себя не очень хорошо без дополнительных вливаний в виде дешевых кредитов от международных финансовых институтов.
Военные успехи в Сирии пока добавляют очков Эрдогану, но за два месяца события могут развиться в нежелательном ключе, и очки эти будут утрачены. Очевидно одно - эти выборы будут большой битвой сторон, которые могут очень многое потерять в случае проигрыша, так как ставки слишком велики.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать