• пятница, 26 Апреля, 18:36
  • Baku Баку 22°C

У революции свои законы

27 апреля 2018 | 12:00
У революции свои законы

КОММЕНТАРИЙ
Многие армянские аналитики положительно расценивают отставку Сержа Саргсяна, поскольку манипуляции с Конституцией, предпринятые с целью сохранения власти, и методы на прошлогодних выборах по обеспечению «легитимного», «стабильного большинства» оказались очень вредны для государства и общества.
Аналогичное мнение в интервью с Первым армянским информационным порталом высказал и политолог Армен Григорян, проживающий в Венгрии.
До последнего момента уход Саргсяна с поста премьер-министра вовсе не предполагал ухода с политической сцены вообще, так как он все еще оставался главой Республиканской партии. Но после встречи с депутатами Национального собрания от РПА и исполняющим обязанности премьер-министра республики Кареном Карапетяном, состоявшейся по просьбе Саргсяна, была достигнута договоренность начать в руководящих органах партии обсуждения касательно смены председателя РПА.
Он больше не мог стрелять
Впрочем, армянское экспертное сообщество вовсе не считает Саргсяна филантропом, поскольку он ушел не из человеколюбия, а по той простой причине, что больше не мог стрелять. И об этом ему на протяжении нескольких дней говорили с трибуны. К тому же днем ранее он фактически намекал на развязку ситуации силовым методом и даже покинул стол переговоров. И… вдруг уступил.
Как считает Армен Григорян, первое впечатление было таково, что он уступил с целью смягчить недовольство в связи со своей персоной, ослабить напряженность и сохранить власть посредством «стабильного большинства». А с другой стороны, он, возможно, рассчитал, что сейчас не 2008 год, и в случае, если он пойдет на кровопролитие, то в западных странах активы - и его собственные, и его близких - окажутся под угрозой.
Но то, что Саргсян отказался и от роли председателя РПА, с которой он в последнее время с апломбом играл в пятнашки, свидетельствует о том, что он попросту сильно напуган тем напором и сопротивлением, которые оказал его премьерству народ. Не то, чтобы он не знал, как к его персоне относится население страны, просто не ожидал такого проявления ненависти.
Продолжающуюся в Армении бархатную революцию, поскольку ее нельзя считать пока завершенной, Армен Григорян сравнивает с демократизацией Чехословакии в 1989-90 годах посредством бархатной революции. И приходит к выводу, что данная модель предполагает фактическое признание новой реальности и внеочередные выборы. То есть никаких разговоров о передаче власти от Саргсяна Карену Карапетяну и речи быть не может. Иными словами, компромисс возможен только с целью организации плавного перехода, а не сохранения позиций правящей группировки, не пользующейся общественной поддержкой.
Стало быть, для полноценного осуществления всего этого требуется последовательность - в плане продолжающихся протестных акций. Что, собственно, и делает Пашинян, призывая к протестам до победоносного завершения революции, то есть свержения существующего криминального режима. Все это, разумеется, отпугивает крупных предпринимателей, и сколько бы Пашинян не заверял, что вендетты не будет, отток капитала налицо.
Армен Григорян объясняет это тем, что некоторые предприниматели скопили свое состояние не только посредством злоупотребления монопольным статусом, уклонения от налогов или прочих нарушений экономического характера, а были вовлечены в тяжкие преступления - вплоть до убийств. Однако не все предприниматели замешаны в преступлениях, и причина тут кроется скорее в нестабильности и непредсказуемости ситуации. Да и от национализации - подруги всех революций - никто не застрахован. Вот и бегут от греха подальше.
Перед завершающим прыжком
Бытует общепринятое мнение, что без внешнего содействия невозможно осуществить бархатную революцию. Но Пашинян с трибуны опроверг вероятность внешнего вмешательства и содействия. Ему вторит и Армен Григорян, считающий, что в отличие от бархатных революций 1980-х годов, в последние годы есть явная тенденция - винить в этом внешние силы. И даже приводит примеры, как бывшие премьер-министры Румынии и Словакии, которые были вынуждены уйти из-за начавшихся массовых протестов против повсеместной коррупции, обвинили Сороса, а в Венгрии Орбан в кругу своих последователей спровоцировал попросту массовый психоз, обвинив оппозицию в том, что они «шпионы Сороса».
Разумеется, Москва и Запад, застывшие сейчас в ожидании, о каком векторе своего будущего политического развития заявит Армения, не хотят обнародования своего видения политической повестки этой страны, но легкие и вместе с тем весьма многозначительные посылы они все же делают. Достаточно прочитать между строк их сдержанные, на первый взгляд, заявления в связи с революционными событиями, имеющими место в Армении. Это напоминает сгруппированность леопарда перед завершающим прыжком.
Не надо забывать, что Армения является членом ЕАЭС, и сложившаяся ситуация противоречит правилам Евразийского союза, поскольку в странах-членах этой структуры подобные перемены невозможны. Вместе с тем реакцию пресс-спикера МИД России Марии Захаровой можно назвать весьма толерантной. И ежу понятно, что это лишь внешний антураж, скрывающий крайнее напряжение.
В этой связи Армен Григорян полагает, что «может быть, в России поняли, что кто бы сейчас в Армении ни пришел к власти, он не будет действовать резко, например, в связи с членством в ОДКБ, выводом российской военной базы и пр. А в случае, если это поняли, то прагматичный подход - именно проявить сдержанность. С другой стороны, явное вмешательство, тем более с применением силы, настроило бы армянское общество враждебно по отношению к России».
Кстати, о враждебном отношении в Армении к России уже можно складывать баллады, и раньше это не особенно волновало российские власти. Антироссийская пропаганда за последние годы в Армении побила все рекорды. Латентно подпитываемая и поддерживаемая армянской правящей верхушкой, она также послужила одной из предпосылок народных выступлений в этой стране.
Как считает Армен Григорян, в случае внеочередных выборов у России найдутся рычаги для сохранения своего влияния, в частности посредством демагогических партий, которые предложат повестку о достижении присоединения к Армении Западной Армении или Джавахка, будут пропагандировать «традиционные ценности» и т.д.
Так это будет или иначе, покажет время, а пока силовым центрам ничего не остается, кроме как увещевать стороны пойти на диалог и решать все споры в русле законности, совершенно забывая, что любая революция диктует свои законы.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать