• четверг, 28 Марта, 23:53
  • Baku Баку 13°C

Диларам-султан

13 мая 2018 | 14:02
Диларам-султан

ИСТОРИЯ
Одна из прекрасных особенностей грузино-азербайджанской дружбы состоит в том, что живущие в Грузии азербайджанцы - на своей родине, на своей родной земле и являются полноправными гражданами Грузии, а живущие в Азербайджане грузины живут на своей родине, на своей родной земле и являются полноправными гражданами Азербайджана. И азербайджанцы в Грузии, и грузины, живущие в Азербайджане, вносят большой вклад в укрепление грузино-азербайджанской дружбы.
Гейдар Алиев
Слова общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, вынесенные в эпиграф, как нельзя лучше передают взаимоотношения азербайджанцев и грузин - двух соседних дружественных народов, веками проживающих на Кавказе. Азербайджанцы сыграли важную роль в истории Грузии, а грузины - в истории Азербайджана. Поэтому надеемся, что цикл статей под общим заглавием «Грузины в истории Азербайджана - азербайджанцы в истории Грузии», который мы представляем вниманию читателей, станет вкладом в изучение истории связей между двумя дружественными народами и дальнейшее углубление культурных отношений на современном этапе.
Сефевидское государство - крупнейшая империя в истории Азербайджана. Интересным аспектом истории этого государства служит тема участия в придворной жизни и государственных делах женщин, особенно жен сефевидских шахов. До сих пор данная тема не служила предметом пристального внимания исследователей, однако нет сомнений в том, что в империи Сефевидов женщины играли столь же важную политическую роль, как ранее в государствах Массагетов, Эльдегизидов и Аг-Гоюнлу. Исходя из этого, выбор супруги и для шахов, и для престолонаследников воспринимался как вопрос первостепенной важности. В придворном гареме, т.е. в женских покоях шахского дворца, безраздельно властвовала шахиня-мать, носившая титул «валиде-султан» или «валиде-бегим». После нее по степени влияния и авторитета второе место занимала мать престолонаследника.
Из числа самых заметных женских персонажей в истории сефевидского шахского двора можно назвать Мехин-бану, Хейраннису, Марьям и Махди-улья. Среди наиболее высокопоставленных дам сефевидского двора привлекают внимание представительницы кавказских народов, особенно грузинки.
Французский путешественник XVII века Жан-Батист Тавернье в своих заметках коснулся темы выбора сефевидскими шахами женами грузинок: «Шах организовал некоторые отряды своей конницы из грузин, очень полагаясь на их преданность и храбрость, дает им посты при дворе… Они люди благородные, внешне очень красивы… а женщины их признаны прекраснейшими в Азии. Многие из жен шаха доставлены из Грузии, а вывоз грузинских женщин из персидских провинций (имеются в виду области Сефевидского государства - Авт.) запрещен. Помимо ослепительной красоты грузинские женщины имеют и другую отличительную черту. Особенно грузинские женщины, живущие в Тифлисе, пользуются свободой, невиданной нигде более в Азии».
В указанном ряду сефевидских шахинь можно упомянуть двух жен Тахмасиба I - сестру черкесского шамхала Султанага и грузинскую княжну Хурихан, супругу Аббаса I грузинскую принцессу Марту Кахетинскую, мать Сафи Диларам-султан, его же супругу, мать Аббаса II черкеску Анабейим, а также других жен Сафи - Тамару, дочь мегрельского князя Манучара I Дадиани, Тинатин, дочь кахетинского правителя Теймураза I, черкеску Бикеханым.
Среди перечисленных дам не только красотой, но и незаурядным умом выделяется мать шаха Сафи, вторая жена Мохаммеда Багира Мирзы - Диларам, грузинка по национальности, настоящее имя которой по одним источникам - Марта, по другим - Лора. Она родилась в семье Констанца Багратиони, представителя знатной тифлисской фамилии, в 1595 году (по другим данным - в 1605-м). Отметим, что род Багратиони правил в Грузии с VI века. В период сефевидско-османской войны 1613-1618 гг. семья перебралась на север страны.
Одержав в войне победу, шах Аббас I распорядился переселить оппозиционно настроенных грузин в район города Исфахан в центральной части страны. Эта мера преследовала также цель способствовать экономическому подъему внутренних областей. Вот как прокомментировал тему переселения грузин шахом Аббасом I французский путешественник Шарден: «Он переселил из Грузии более 80 тысяч семей и разместил их в городе Мазендеран Гирканской области, в Эриване, Мидии, в Персидской области».
Разлученная с семьей, Марта-Лора в числе группы грузинских девушек была доставлена в шахский дворец. Здесь она привлекла внимание сестры шаха Зейнаб-султан, одной из ключевых фигур в дворцовой политике, и благодаря ее поддержке стала супругой принца Мохаммеда Багира Мирзы. В соответствии с обычаями сефевидского двора ее нарекли именем Диларам. Надо заметить, что Зейнаб-султан отнюдь не случайно благоволила к этой грузинской девушке, поскольку ее собственная мать Хурихан, супруга шаха Тахмасиба I, также грузинка.
Это был период, отмеченный неуклонным усилением роли дворцового гарема в государственных делах. Стремясь укрепить свою власть, шах Аббас I фактически заточил у себя всех принцев-престолонаследников, которые получили ущербное воспитание и ограниченное образование по сравнению с предшественниками и росли слабохарактерными, а это способствовало усилению влияния гаремных матрон на государственные дела.
Очень скоро, родив принцу Мохаммеду Багиру сына, Диларам немедленно превратилась в объект интриг со стороны другой его жены - Фахриджахан из сефевидского рода и ее сына Сулеймана Мирзы. Принадлежность к царствующей фамилии позволила Фахриджахан в ряде случаев достичь преимущества над молодой соперницей. Спустя некоторое время принц Мохаммед Багир стал жертвой дворцовых интриг и был убит по приказу отца. Тем временем Зейнаб-султан старалась удержать Диларам под своим влиянием. Опираясь на столь могущественное покровительство, Диларам весьма искусно воспользовалась ожесточенным соперничеством за влияние при дворе между дочерьми шаха Зибейдой и Ханага вместе с их мужьями. Она обрела поддержку Ханага-султан и в 1629 году добилась восшествия на престол своего сына Сам-Мирзы под именем шах Сафи.
Как писал британский историк Л.Локхарт, 18-летний Сам-Мирза был доставлен из гарема и усажен на опустевший сефевидский трон. Таким образом Диларам стала шахиней-матерью, причем она первой в истории обрела этот высокий статус, минуя положение шахской супруги.
Первое время после этого внутренняя обстановка при сефевидском дворе оставалась сложной. Сестра прежнего шаха Зейнаб-султан продолжала держаться покровительственно по отношению к Диларам-султан, по-прежнему относясь к ней как к недавней наложнице и стремясь удержать фактическую власть в своих руках. Противниками Диларам-султан выступали помимо дочерей Аббаса I командир шахской гвардии Иса хан и первый министр Абуталиб. Но Диларам сумела создать коалицию с Зибейдой-султан и ее мужем Иса ханом против Зейнаб-султан, которая в свою очередь привлекла на свою сторону Фахриджахан-султан, другую вдову убитого принца. Борьба между двумя партиями закончилась ссылкой Зейнаб-султан и убийством в крепости Аламут сына Фахриджахан - Сулеймана Мирзы (1632). Тогда Фахриджахан-султан объединилась с Ханага-султан и ее супругом, первым министром Абуталибом. Пользуясь своим влиянием на сына-шаха, Диларам добилась понижения Абуталиб хана в должности, но противоположная партия не осталась в долгу, и по приказу шаха Иса хан и Зибейда-султан были умерщвлены. Их дочь Джахан-бану взяла под свое покровительство Диларам, а позже устроила ее замужество за грузинского принца Симона.
В 1642 году шах Сафи скоропостижно скончался. Его преемником под именем Аббас II стал его внук Мухаммед Мирза, которого поддерживала Диларам-султан. Его матерью была черкеска Анаханым, и предполагается, что именно кавказское происхождение по матери сыграло решающую роль в том, что Мухаммед Мирза получил поддержку грузинки Диларам-султан.
Впрочем, придворная жизнь грузинки Марты-Диларам протекала не только в дворцовых интригах и распрях, она занималась также благотворительностью. Отметим, что традиция благотворительности, постройки зданий различного назначения придворными дамами существовала в свое время и в Сельджукской империи. Соблюдая эту традицию, бытовавшую при сефевидском дворе, Диларам-султан открыла в городах Исфахан и Казвин ряд медресе и детских приютов, отправила на свою родину - в Грузию авторитетных медиков для борьбы с распространившимися здесь эпидемиями. Помощь семьям, пострадавшим от сефевидско-османских войн, принесла ей симпатии простого народа. Под ее влиянием шах Сафи построил в Грузии ряд зданий, занимался благоустройством.
Тот же Ж.Шарден, посетивший Грузию, упоминал в своих путевых заметках шахскую резиденцию Сафиабад поблизости от населенного пункта Соганлыг недалеко от Тифлиса. Английский историк А.Ньюман писал, что по инициативе Диларам-султан в Исфахане выстроено две школы, одна в 1645-1646-м, другая - в 1647-1648 годах. В 1640 г. она построила в этом же городе караван-сарай Ним-Авард.
Кроме того, в 1642-1645 гг. при ее поддержке визирь Сару-Таги хан выстроил крупнейший в Исфахане караван-сарай Джадде с 490 комнатами, который был предназначен главным образом для индийских купцов, следовавших с караванами от порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. Первый же караван-сарай был возведен специально для приезжих из городов Кум и Кашан с их мусульманскими святынями и отличался опрятностью. Кстати, в почитаемой святыне Масумейи-Кум до сих пор хранится два экземпляра Корана, написанные каллиграфическим почерком насталик, - подарок Диларам-султан.
Шахиня-мать сефевидского двора Диларам-султан умерла в 1647 году.
Эльнур КАЛБИЗАДЕ,
доктор философии по истории,
ведущий научный сотрудник отдела грузиноведения
Института кавказоведения НАНА
banner

Советуем почитать