• суббота, 20 Апреля, 03:51
  • Baku Баку 15°C

Вспоминая «Мимино»

25 мая 2018 | 10:51
Вспоминая «Мимино»

МНЕНИЕ
Помнится, в конце 1970-х я сокрушался по поводу того, почему нет ни одного азербайджанца в кинофильме Георгия Данелия «Мимино», идею о создании которого напомнил ему русский писатель Рустам Ибрагимбеков (сценарист «Белого солнца пустыни»).
Обидно было, что армяне и грузины для всесоюзной аудитории есть на Кавказе, а нас - нет. Но затем меня осенила мысль, что и Рубик-джан, и Валико не более чем «антураж» на исключительно красном фоне СССР. Согласно фильму, у грубо говоря, второсортных граждан был один выход - спорить о том, вода Дилижана лучше или Боржоми, и множество подобных ситуаций, начиная с умения или неумения готовить долму и заканчивая соревнованием по проматыванию последних копеек в ресторане. И поскольку у них не хватило смелости найти корень зла и защитить свои права, «гордых кавказцев» вышвырнули из московской гостиницы.
А когда они проснулись в кабинке грузовика, Рубик-джан так и сказал: «В этой гостинице я директор!» И это касалось всех реально бесправных меньшинств, в том числе азербайджанцев, которые имели традиции государственности, но были лишены их - они хотели быть хозяевами чего-то своего, но, увы… И если уж сравнивать с персонажами Данелия, у того же русского лимитчика и «пофигиста» Афони было гораздо больше прав - он даже начальство мог послать куда подальше…
Узники отсутствия совести
Прошло почти три десятилетия с тех пор, как рухнул Советский Союз, даже те, кому под сорок, не помнят особенностей тех времен. Нации, которые хотели реальной независимости, добились ее, кто пожелал быть в фарватере чьих-то интересов, до сих пор плетется в хвосте, будучи изолированным от бурных, меняющих облик региона интеграционных процессов.
Азербайджанцам, например, грех жаловаться на постсоветскую судьбу, хотя поначалу, помнится, большая часть населения даже сетовала на, как оказалось, временные трудности, болея ностальгией по «замечательному» прошлому, когда все - от Чукотки до Одессы пели «Подмосковные вечера» и «Калинку», желали национальной независимости угнетенным народам Африки и Азии, но не себе, и искали пути избегания очередей в поисках дефицита.
С течением времени удельный вес ностальгирующих граждан сильно сократился, на них стали указывать пальцами и они даже загнулись от безысходности - неужели, мол, так и не вернется ХI Красная армия. Сначала выходили по ночам на балконы, высматривали с крыш «северный» дымок, которого, как известно, не бывает без огня. Но как-то не заладилось у «ждунов» - не подфартило им, во-первых, благодаря выверенному внешнеполитическому курсу, заложенному общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и продолженному его достойным учеником Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а также в силу личных доверительных отношений с нынешним руководством России во главе с Владимиром Путиным. У некоторых особей, привыкших сверять часы с Москвой, на почве нереализованных ожиданий случился удар, у кого-то, что называется, крыша поехала, так что сегодня в нашей стране осталась кучка ностальгирующих людей, которым далеко за пенсионный возраст.
Что касается тех азербайджанцев, да и других представителей некогда всесоюзных окраин, которые и сегодня проживают в России, тут несколько иной коленкор. Для них СССР частично жив, а некоторые вполне органично вписались в объективную реальность, ощущая себя на все сто частицей самой большой страны мира. Очень хорошо, мне даже радостно за тех, кто нашел себя там, и особенно за тех, кто не растерял своей национальной идентичности, кто (на примере Муслима Магомаева, Фармана Салманова, Таира Салахова, Гейдара Джемаля и многих других) высоко держит знамя нерушимой межнациональной дружбы.
Однако есть примеры другого рода. Так, благодаря крепкой гражданской позиции кинорежиссера Аяза Салаева и его умению убеждать буквально накануне я удосужился просмотреть фильм Рустама Ибрагимбекова «Кавказское трио» (он там не только сценарист, но и продюсер, и вообще там трое Ибрагимбековых) при режиссуре Эльдара Шенгелая. Если кому интересно, даю ссылку (https://www.youtube.com/watch?v=rxrt8yk2lCI), но заверяю, что это поделка, которая не интересна даже российскому прокату, да и Юрий Стоянов из программы «Городок» давно вжился в присущие ему телеобразы, потому неубедительно смотрится в роли врача-джентльмена, а бакинцам и вовсе он непонятен, тут так и напрашивается классическое «не верю».
При бесстрастном просмотре где-то на трети ленты поймал себя на мысли, что из-под рабочего стола главного героя выглядывает голова талантливого когда-то писателя Акрама Айлисли, который о чем-то перешептывается с азербайджанофобом, «одноразовой звездой» армяноязычного сегмента Фейсбука Зейналом Ибрагимовым. Первому дурную славу сослужило тщеславие и желание пойти по «нобелевскому» пути, проторенному турецким писателем Орханом Памуком, однако он ограничился тридцатью сребрениками от журнала «Дружба народов», давно пережившего свое название и предназначение. Что касается второго, особо досужие люди помнят его по «комментариям» к трагедии 20 января 1990 года, которые лично меня ввергли в глубокий шок, - настолько люта его ненависть к родному народу только потому, что никому не известный сей деятель, видите ли, эмигрировал за границу, став узником отсутствия совести.
В «Каменных снах» и в «Кавказском трио» (про третий бред умолчу) азербайджанцы представлены дикими, жестокими, подлыми, бескультурными, безродными отщепенцами, а армяне - миролюбивыми, интеллигентными «жертвами диких турок». Что до Айлисли, его воплощенное в писанину неудовлетворенное тщеславие было для всех нас громом среди ясного неба. А вот с «товарищем» Ибрагимбековым все ясно - автор сценария «Белого солнца пустыни» просто обязан прикипеть душой к Большому Белому царю, к Генсеку ЦК КПСС, президенту РФ, неважно, к кому. Его сердцу до сих пор милы и 26 бакинских комиссаров, и те, кто по доносам и наветам этнических врагов расстреливал в 1937-38 годах цвет азербайджанской нации, и те, кто писал вагоны жалоб на Имама Мустафаева, а затем и на Гейдара Алиева.
Кстати, знаете, с какой формулировкой Никита Хрущев сместил с поста главы республиканской парторганизации того же Мустафаева - «проявляет недюжинный национализм и не прислушивается к мнению армянских (не русских даже и не еврейских или украинских) товарищей».
Так вот, это не первый подобный пассаж известного сценариста - в своих многочисленных интервью различным российским медиаорганам он жаловался, что без армян Баку попал в катастрофическое положение, городская культура упала, что называется, ниже плинтуса. Будучи в 2013 году одним из ярых эпизодических защитников А.Айлисли, он утверждал о справедливости «гражданской позиции» писателя, хотя, думается, дело в другом. Опусы обоих авторов и скорейшая реализация обоих антинациональных проектов наводят меня на мысль о том, что оплачивал услуги один и тот же финансовый кошелек, базирующийся в Москве.
Некоторые эксперты объясняют «феномен Ибрагимбекова» тем, что он изначально был интернационалистом, давно обосновался в Москве, всегда тусовался в пестрой этнической и идеологической среде, подрастеряв идентичность азербайджанства. Тогда позвольте, говорю я, привести в пример почти весь состав правительства Азербайджанской Демократической Республики, члены которого получили высшее образование в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове (своих вузов в ту пору не было). Тот же Алимардан бек Топчибашев, главный редактор газеты «Каспiй», депутат Государственной думы в царской России вовсе до конца жизни писал на русском, французском, немецком и английском языках. Но при этом он говорил и писал по-азербайджански, горячо любя свою нацию, именно он наряду с Али беком Гусейнзаде и Ахмед беком Агаевым нес на себе весь груз и тяжесть исламского и национального движения.
Афлатун АМАШОВ,
председатель Совета прессы, депутат Милли Меджлиса,
banner

Советуем почитать