• пятница, 29 Марта, 19:23
  • Baku Баку 14°C

Январь-1920. Первая крупная победа азербайджанской дипломатии

26 мая 2018 | 09:47
Январь-1920. Первая крупная победа азербайджанской дипломатии

АДР-100
14 января 1920 года в Баку была получена долгожданная телеграмма из Тифлиса от заместителя дипломатического представителя Азербайджанской Демократической Республики в Грузии Ф.Векилова на имя министра иностранных дел Ф.Хойского о фактическом признании союзными державами независимости Грузии и Азербайджана.
В телеграмме говорилось: «Сегодня Уордроп сообщил: «Лорд Керзон предложил Верховному Совету признать фактически независимость Грузии и Азербайджана. Предложение было принято единогласно». Об этом лорд Керзон просил Уордропа официально сообщить правительствам Грузии и Азербайджана. Здесь большое ликование. Правительство принимает поздравления по поводу признания независимости. Сердечно поздравляю вас и все наше правительство с величайшей радостью. Подробности сообщу дополнительно».
Сначала следует внести ясность в суть вопроса: в телеграмме Ф.Векилова не говорилось о конкретной дате признания. Он просто передавал полученную от английского верховного комиссара на Кавказе Уордропа информацию своему правительству. Уордроп сообщил ему об этом только 14 января. В тот же день сам британский верховный комиссар также отправил телеграмму в Баку об историческом решении.
Понятно, что это решение было принято раньше. Но когда?
В современной грузинской историографии день фактического признания независимости страны считается 12 января. Вероятно, грузины при этом ссылаются на дату отправки информации из Парижа. Азербайджанские историки до сих пор указывают на дату 11 января. При этом мотивы или источники не указываются.
Возникает вполне логичный вопрос: если признание двух южнокавказских республик состоялось одновременно, как эта дата может разниться в современной исторической науке Грузии и Азербайджана?
Парижский архив председателя делегации Азербайджана на Парижской мирной конференции А.М.Топчибашева в состоянии внести ясность в этот запутанный вопрос.
Как становится ясно из этих материалов, признание состоялось не 11-го или 12-го, а еще раньше - 10 января 1920 года (11 января в 1920 году вообще было воскресеньем - Авт.). По всей вероятности, сначала делегации довольствовались только устным сообщением, не имея в своем распоряжении письменной резолюции или документального подтверждения. Однако 29 января 1920 года А.М.Топчибашев отправил письмо на имя председателя Парижской мирной конференции с просьбой выслать делегации официальное сообщение о признании Азербайджанской Республики де-факто, а также документы, относящиеся к этому признанию. Он также просил председателя проявить «любезность и отдать распоряжение относительно того, чтобы делегация... получила сообщение по поводу решения о признании де-факто независимости Азербайджанской Республики, также как и копии протоколов заседаний конференции Верховного Совета от 15 и 19 января».
Генеральный секретариат Парижской мирной конференции ответил А.М.Топчибашеву на следующий день, 30 января. К письму наряду с другими документами была приложена также «копия резолюции Верховного Совета от 10 января 1920 года» о признании. Копия резолюции находится в Парижском архиве А.М.Топчибашева и недавно опубликована Г.Мамулией и Р.Абуталыбовым.
А до того азербайджанская делегация (соответственно и грузинская) не имела никакого письменного подтверждения о принятом Верховным Советом решении. Распространялись только устные сообщения.
Об этом в частности говорилось в письме А.М.Топчибашева от 14 января 1920 года члену делегации А.Шейхульисламову и советнику М.Магеррамову, находящимся с деловым визитом в Лондоне. Он писал: «Все это наряду с некоторыми демаршами, нашими и грузин, заставило вершителей судеб озаботиться и положением наших республик. Дважды Совет Трех обсуждал наш вопрос, и наконец решено признать Азербайджан и Грузию пока фактически. При этом в качестве мотива приведен факт, что оба эти государства доказали на деле способность к самостоятельной жизни и установили у себя порядок. О признании уже дана ими же телеграмма нашему и грузинскому правительствам через Уордропа. Но в то же время мы пока здесь ничего официального не получили; имеются сведения, что получим завтра или послезавтра. О самом признании у нас ряд сведений, и сейчас у нас было заседание с грузинами, на котором обменялись информациями и констатировали, что Азербайджан и Грузия признаны фактически. Пока решили выждать, а затем, когда совсем прояснится вопрос, будем работать вовсю, еще сильнее».
14 января А.М.Топчибашев в свою очередь также информировал правительство о важной новости, ходившей еще по кулуарам мирной конференции и официально не сообщенной заинтересованным делегациям.
Наряду с телеграммой О.Уордропа этого сообщения было достаточно правительству для празднования первой крупной победы азербайджанской дипломатии и важного шага в деле международного признания национальной независимости молодой республики.
Решением азербайджанского правительства 14 мая было объявлено нерабочим днем по всей территории страны.
В тот же день состоялось торжественное заседание парламента. По предложению председателя, доктора Г.Агаева, члены законодательного органа минутой молчания почтили память соотечественников, отдавших жизнь за свободу и независимость родного народа. Потом были оглашены поздравительные телеграммы, поступившие в адрес парламента. Среди них были послания от Учредительного собрания Грузии, Министерства иностранных дел Армении, Совета по созыву учредительного собрания Туркестана, дипломатических представительств Польши, Украины, Норвегии, от политических партий и отдельных граждан страны.
Особо надо отметить поздравительную телеграмму от «группы трудящихся мусульманок Азербайджана», где говорилось: «Приветствуя молодой Азербайджан со светлым праздником закрепления завоеванной им независимости, мы надеемся, что недалек уже и тот день, когда под сенью этой свободы мусульманская женщина добьется наконец своего освобождения от гнетущей ее вековой темноты и бесправия».
Выступая перед парламентариями, министр иностранных дел Ф.Хойский сказал: «28 мая азербайджанский народ объявил свою независимость. Но одного объявления было мало. Нужно было доказать всему миру, что мы достойны самостоятельной жизни. И вот в течение полутора лет азербайджанский народ доказал Европе, что он может самостоятельно жить и самостоятельно управляться. Европа, убедившись в жизнеспособности азербайджанского народа, сочла нужным признать нашу независимость. Когда организовалось первое азербайджанское правительство, во главе его стоял я, и теперь считаю для себя большим счастьем сообщить вам весть о признании нашей независимости».
Председатель фракции «Мусават» и беспартийные» М.Э.Расулзаде в своем выступлении выразил уверенность, что азербайджанский народ будет сохранять и отстаивать свою независимость, завоеванную ценой жизни тысяч и тысяч жертв, принесенных на алтарь свободы: «Депутаты свободного, отныне международно признанного Азербайджана! Сегодня, приветствуя вас от имени объединенной фракции «Мусават» и беспартийные» с полной победой азербайджанского народа, я не могу мысленно не оглянуться на тот момент, когда полтора года назад мы впервые в столице Азербайджана открыли настоящий парламент. Тогда на улицах не было этого торжествующего шума, знаменующего готовность народа оградить своих представителей от возможных посягательств со стороны так называемых бичераховцев, тогда на улицах были английские броневики и стояли полицейские наряды. Весь азербайджанский народ как бы был в то время загнан в это здание, а теперь, наоборот, вся страна так же свободно вздыхает, как и парламент. Тогда английское командование не могло идти дальше защиты парламента от возможного вооруженного нападения, а теперь мы видим представителя Англии в стенах нашего парламента».
Министр юстиции Х.Хасмамедов внес в повестку парламента вопрос о всеобщей амнистии в связи с признанием независимости Азербайджана Верховным Советом мирной конференции. После этого в 14 часов состоялся парад пехотных и кавалерийских частей Азербайджанской национальной армии на нынешней площади Азнефть, перед зданием Военного министерства.
«По окончании парада, - писал корреспондент правительственного официоза «Азербайджан», - в Министерстве иностранных дел состоялся прием поздравлений по случаю праздника признания независимости, где присутствовали все министры с премьером Н.Усуббековым во главе, члены парламента вместе с председателем Г.Агаевым во главе, дипломатические представители Франции, Грузии, Армении, персидская миссия с руководителем миссии С.Г.Табатабаи во главе, консулы иностранных держав и другие, приносившие поздравления».
На приеме министр иностранных дел Ф.Хойский провозгласил тост за Англию и ее демократию, энергично содействующую признанию независимости двух закавказских республик. По сообщению корреспондента газеты «Азербайджан», затем «были провозглашены тосты за Грузию, Армению, Азербайджан и Персию. Глава персидской миссии С.Г.Табатабаи провозгласил тост в честь закавказских республик, выразил уверенность, что на днях последует официальное признание этих республик со стороны Персии». Прием продолжался более двух часов, было сделано много фотографических снимков, но, к сожалению, ни один из них не дошел до наших дней.
Праздничные мероприятия продолжались и в последующие дни. Народ живо интересовался жизнью своего молодого государства, люди гордились достигнутым успехом, выражали свою радость и ликование. Баку был в праздничном настроении. 15 января «мусульманские трудящихся» столицы организовали митинг поддержки политики правительства в центре города, перед зданием парламента. По сообщению газеты «Азербайджан», «вся улица перед парламентом, начиная с Великокняжеской (ныне ул. Азиза Алиева - Авт.) до здания Городской Думы, была запружена многотысячной толпой людей и манифестантов. Дома украшены национальными флагами, а балконы красиво убраны дорогими коврами. Под громовые крики «ура» и звуки музыки нескольких оркестров проходили церемониальным маршем части войск азербайджанской армии».
Вел митинг член парламента и генерал-губернатор Лянкярана, один из активных деятелей профсоюзного движения в Азербайджане, Дж.Мелик-Еганов. Он поприветствовал членов президиума и депутатов парламента, поздравив их с признанием независимости, и заявил, что рабочие Азербайджана не только ожидали, но и требовали такого шага от ведущих стран Европы, и они готовы отдать жизнь за родную страну.
Перед участниками праздничного митинга выступил также председатель парламента Г.Агаев, который, поблагодарив рабочих, заверил их, что по мере усиления позиций государства все их надежды и пожелания будут удовлетворены, что впереди ожидается проведение Учредительного собрания и признание Азербайджана мировым сообществом де-юре.
После этого с большой речью выступил лидер молодежного крыла партии «Мусават», одна из первых жертв «красного террора» в Азербайджане Пири Мурсалзаде (1892-1920). Он приветствовал рабочих и парламент от имени партии «Мусават», подробно остановился на ходе работы мирной конференции, изложил историю возникновения идеи независимости Азербайджана и отчаянной борьбы тюркской демократии за осуществление этой идеи как одного из величайших лозунгов великой революции. Далее оратор, касаясь взаимоотношений народов, сказал, что Азербайджан - страна не только для одного тюркского народа, а для всех, признающих и считающих его своей родиной, а себя - его гражданами. Тюркский народ своей полуторагодичной независимой жизнью доказал всему миру, что он всех, кто любит Азербайджан, считает родными братьями и берет их всех под покровительство и защиту общих государственных законов. Выразив надежду, что все граждане Азербайджана, независимо от национальности, отныне, тесно сомкнув свои ряды, будут работать над укреплением его дальнейшей свободы и преуспевания, оратор закончил свою речь словами: «Да здравствует Азербайджан и вечная независимость, да здравствуют свободные граждане независимого Азербайджана».
Представители польской и татарской общин, выступая на митинге, поздравили дружественный азербайджанский народ с первым успешным шагом на международной арене.
По словам корреспондента правительственного официоза, «появление премьер-министра Насиб бека Усуббекова вызвало у собравшихся большое ликование. Публика, сняв его с автомобиля, на руках понесла в парламент; затем публика требовала выхода Мамед Эмин бека Расулзаде, который, поднявшись на трибуну, произнес горячую речь».
17 января в ведущих газетах страны было опубликовано «Обращение к азербайджанскому народу» на азербайджанском и русском языках, подписанное главой правительства Н.Усуббековым. В лаконичном «Обращении» говорилось: «28 мая 1918 года Азербайджан, согласно воле народа, провозглашен независимым государством. Среди жестоких бедствий родилась республика. Кровавой гражданской войной раздиралась вся страна. С верой в священное право на свободное распоряжение своей судьбой народ положил конец анархии и заложил основы своей государственности. Как бы ни был тяжек весь дальнейший путь осуществления национальных стремлений, Азербайджан с честью преодолел выпавшие на его долю испытания. Проявленные народом воля к самостоятельной жизни и способность его к самоуправлению привели теперь к окончательному торжеству нового, основанного на независимости и свободе государственного порядка. Независимость Азербайджана единогласно признана Верховным Советом великих европейских наций.
Вступление Азербайджана, как полноправного члена, в семью передовых народов Запада является светлым днем в его истории, с которого начнется новый расцвет его духовных сил.
Правительство верит, что все граждане, какие бы препятствия и опасности ни возникли в будущем, объединятся в стремлении обеспечить счастье свободной и независимой родине.
Да здравствует независимый азербайджанский народ!»

В признании фактической независимости страны мировым сообществом огромную роль сыграли члены официальной делегации Азербайджанской Республики в Парижской мирной конференции, особенно ее руководитель, первый председатель парламента и один из признанных лидеров национальной государственности А.М.Топчибашев.
Как писал член грузинской делегации, бывший министр иностранных дел первой Грузинской Республики А.И.Чхенкели: «В 1919 году, будучи назначенным главой азербайджанской делегации на Версальской мирной конференции, он вместе со своими активными соратниками смог добиться признания своей страны со стороны Верховного Совета союзных держав».
Поэтому несомненными героями радостного января 1920 года в Баку были первые азербайджанские дипломаты ХХ века - А.М.Топчибашев и члены возглавляемой им делегации.
Первый шаг в деле международного признания молодого государства в Баку был встречен как спасательный круг накануне бурных событий. Это видно и из письма премьер-министра Н.Усуббекова к А.М.Топчибашеву от 16 января 1920 года. Глава правительства, поздравив членов делегации с важным успехом, далее писал: «Внутреннее положение Азербайджана в настоящее время не вызывает каких-либо опасений в смысле осложнений на политической почве. Своевременное признание Верховным Советом независимости Азербайджана населением было встречено с большим энтузиазмом и намного облегчило политическое положение в связи с приближением большевиков к Закавказью».

В январе 1920 года в жизни азербайджанского народа и национальной государственности произошли и другие значимые события.
К середине 1920 года в Париж прибыла первая группа студентов-азербайджанцев, направленных по решению парламента страны в ведущие университеты Западной Европы.
30 января 1920 года был объявлен конкурс на создание национального герба страны. В тот же день были оглашены и условия конкурса на национальный гимн.
Но всем этим начинаниям не суждено было сбыться. За радостным январем последовал трагический апрель. Оккупация Азербайджана частями 11-й Красной армии большевистской России положила конец кратковременной независимости Первой Азербайджанской Республики.
Вилаят ГУЛИЕВ,
Чрезвычайный и Полномочный посол
Азербайджана в Венгрии,
лауреат Государственной премии

Будапешт, январь 2018 г.
banner

Советуем почитать