• пятница, 19 Апреля, 12:43
  • Baku Баку 25°C

Отвернувшись от Южного города: что подтолкнуло Рустама Ибрагимбекова к провокации против Азербайджана?

26 мая 2018 | 15:27
Отвернувшись от Южного города: что подтолкнуло Рустама Ибрагимбекова к провокации против Азербайджана?
Интересно, насколько бесконечной может быть злоба и ненависть к родному народу, чтобы разбудить в художнике стремление запятнать его мрачными и угрюмыми красками?
Рустам Ибрагимбеков, писатель, драматург, которого в свое время любил и которым гордился весь Азербайджан, снял, вернее, написал сценарий к фильму, который сам и спродюссировал, с плохо скрываемым политическим подтекстом – оправданием, в какой-то степени, армянского сепаратизма и агрессии против Азербайджана.
«Кавказское трио» - так называется кинолента, которая, можно сказать, оправдывает агрессию Армении против Азербайджана, ибо почти в каждом ее эпизоде проскальзывает неприязнь и антипатия к азербайджанцам.

Главные герои - грузин, армянин и азербайджанец - дружили в юности. После распада СССР они оказались гражданами новых государств. Армянин Эдуард Агаянц стал офтальмологом, он живет и работает в Москве.
Его сына Тимура, который после развода родителей остался с матерью в Баку, воспитал и дал свою фамилию отчим-азербайджанец. Повзрослевший Тимур Исаев - успешный актер азербайджанского театра, в какой-то момент получает приглашение сыграть на московской сцене Распутина в пьесе Рустама Ибрагимбекова «Петля».
А сам Эдуард внезапно узнает, что его сын может получить наследство – дом грузинской тети, и теперь Эдику нужно доказать, что он не бездетный, как она думала, и у него есть сын. Поэтому аккурат накануне московской премьеры Эдик просит Тимура сменить азербайджанскую фамилию на армянскую и, соответственно, вернуться в Баку за метриками.
Желая выполнить просьбу биологического отца и даже не задумываясь о том, какой удар он может нанести этим человеку, который вырастил его как родного, Тимур возвращается. Побывав дома, он по просьбе отчима наведывается на дачу, где соседские мальчишки случайно подслушивают его разговор с шурином, который говорит, что муж его сестры не может быть армянином. После ухода шурина азербайджанские дети закидывают камнями, когда тот спускается в колодец.
Эдуард, узнав о пропаже сына, торопится приехать в Баку и просит помочь ему в этом друга детства – азербайджанца Фархада, который еще в прологе фильма показан крайне нерешительным молодым человеком…
Неприятие, обида и протест – вот чувства, которые вызывает просмотр «Кавказского трио», вдвойне усиливающиеся от сознания того, что автором этого тусклого и весьма слабого с художественной точки зрения антиазербайджанского фильма является человек, ранние произведения которого засматривались чуть ли не наизусть и растаскивались на цитаты.
Это ведь тот самый Рустам Ибрагимбеков, который написал сценарии к любимым, часто пересматриваемым фильмам «В одном южном городе», «День рождения», «Допрос»…
Что же могло заставить автора этих пронизанных азербайджанским солнцем произведений, пропитать последнюю работу озлобленностью и несправедливостью ко всему азербайджанскому, представив своих соотечественников в столь нелицеприятном свете?
Очень не хочется верить, что на написание «Кавказского трио» Рустама Ибрагимбекова толкнула мелочная обида, хотя не исключено, что именно личные интересы и есть, если и не главная, то одна из причин этого - как известно, несколько лет тому назад сценарист выдвинул земельные претензии к SOCAR. Рустам Ибрагимбеков претендовал на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и постоянном пользовании SOCAR, заявив, что они предусмотрены для реализации крупного проекта по развитию киноиндустрии.
Однако судебное расследование выявило, что эти земельные участки были незаконно выделены муниципалитетами под строительство частных домов на имена людей, являющихся близкими родственниками Рустама Ибрагимбекова. Эти факты стали предметом разбирательств в районном, апелляционном, а также в Верховном суде, и подтвердили юридическое право SOCAR.
Можно, конечно, сказать, что Рустам Ибрагимбеков в «Кавказском трио» писал о простых людях, что не весь армянский народ виноват в кровавых преступлениях против азербайджанцев. В таком случае почему же именно азербайджанцы, за парой исключений (один из которых сам Рустам Ибрагимбеков, которого в фильме нет, но который незримо в нем присутствует) - герои отрицательные.
Это азербайджанцы готовы наброситься на старика-грузина только из-за того что тот не говорит по-азербайджански, это они могут отозвать пожилого человека в сторону и исподтишка ударить его, это они могут закидать человека камнями. Разве это справедливо и отражает реальность? И кому, как не Рустаму Ибрагимбекову, знать, что на самом деле это не так?
Но широкая аудитория может этого не знать, и у зрителя, не знакомого с Азербайджаном и его народом, легко может возникнуть впечатление, что вот это и есть обобщающий образ азербайджанцев, срисованный к тому же их соотечественником. Что азербайджанец, неважно, кто - министр или служащий аэропорта – на самом деле такой, каким и представлен в фильме: злобный, трусливый, коварный, малокультурный.
Можно, конечно, сказать, что все это - мнение зрителя, далекого от кинематографической среды. Но вот что думает по поводу этой киноленты и ее создателей профессионал - известный азербайджанский киновед, режиссер Аяз Салаев, который, кстати, первым дал оценку подоплеке «Кавказского трио».
«[…] Действительно, в том мире, который авторы фильма выдают нам за Азербайджан, где все подлецы – от министра до хамоватого регистратора в аэропорту, где людей хлебом не корми, только дай всей толпой забить до смерти старого грузина – никто не может быть защищён.
… Хорошо в этом фильме отзываются только об одном человеке. В Москве старик-армянин переспрашивает нашего героя: «А как спектакль называется? – «Петля» Ибрагимбекова» - «Ибрагимбеков? Это что, азербайджанец?» - «Вот такой (большой палец кверху), (мол, как ни странно, хороший, мол, не такой как остальные).
Москва в этом фильме - земля обетованная, место, где решаются все проблемы и где все обретают счастье. Особенно чётко выражена эта мысль в финале путём нехитрого плакатного сопоставления: в Баку у несчастного азербайджанца подонки, нарушив слово, подло разгромили офис (звери не пожалели даже любимую игрушку), а в Москве в это время тех, у кого хватило ума уехать, ждёт бурный успех: публика овациями награждает пьесу. Подтекст очевиден – и закрытый офис в Баку и аплодисменты в Москве – всё это из жизни самого автора, никогда не скрывавшего, кстати, своего сожаления по поводу распада советской империи.
[…] Бакинских националистов с омерзительными рожами играют грузины, потому что из азербайджанцев участвовать в фильме не побрезговали только ближайшие родственники автора сценария.
«Армяне – наши враги номер один», - изрекает в фильме один из персонажей. Тут-то и даёт нам автор ясно понять, в чём он видит главную причину карабахского конфликта.
Причина эта – отнюдь не оккупация азербайджанских земель – об этом в фильме, кстати, не говорится ни слова. Причина эта, по мнению Ибрагимбекова, – необъяснимая ненависть азербайджанцев к армянам - ныне весьма распространённая точка зрения, усердно внедряемая российскими СМИ в общественное сознание. Тем «ценнее» услышать подобное от азербайджанца. Такое явно делается в расчёте на благодарность. На аплодисменты, которыми награждают в фильме автора пьесы.
Фильм этот - попытка (и далеко не первая) выслужиться перед Большим Белым Царём, показать себя одного – гуманным и отважным в этом своём гуманизме на фоне зверей соотечественников. Тех самых «зверей», которых автор в недавнем прошлом собирался возглавить, выдвигая свою кандидатуру в президенты.
Такие художники – типичное порождение советской империи. Благодарность и сочувствие, на которое они рассчитывают, они получают, но всегда с примесью брезгливости».
И в заключение: на наш взгляд, фильм «Кавказское трио», как, кстати, и «Каменные сны» Акрама Айлисли, получился весьма слабым еще и потому, что в нем Рустам Ибрагимбеков стремился излить на родной народ свои обиды.
Хотя, казалось бы, никакие обиды не могут заставить истинного гражданина и патриота пытаться унизить свой народ и возвысить народ другой страны. Страны, которая, захватив часть твоей Родины и до сих пор убивая твоих соотечественников, находится с ней в состоянии войны.
Именно поэтому фильм Рустама Ибрагимбекова «Кавказское трио» может расцениваться как обыкновенное предательство – к Родине, к народу, к корням - всему тому, что для человека созвучно с понятием «родной».
1News.az
banner

Советуем почитать