• суббота, 20 Апреля, 15:38
  • Baku Баку 23°C

Мастер своего дела

01 июня 2018 | 17:02
Мастер своего дела

Технический прогресс, охвативший все области современной жизни, а также социальные перемены, происходящие в обществе, привели к тому, что некоторые профессии теряют свою актуальность, становясь редко востребованными, и им грозит постепенное исчезновение.
С одной стороны, это хорошо, так как представители некоторых профессий у современной молодежи и даже детей вызывают удивление. К примеру почтальон, доставляющий письма или телеграммы, или, скажем, старичок-сторож (к счастью, без дробовика), охраняющий какой-нибудь склад, а также истеричные женщины в билетных или иных кассах городов и сел. Мы уже давно привыкли получать письма и уведомления на е-mail или мобильный телефон, считаем обыденным видеть представителей специальной охраны у дверей организаций и учреждений, а билеты на зрелищные мероприятия или для поездки приобретаем в электронном виде через интернет.
С этим ничего не поделаешь: это веление времени. Развитие цифровых технологий способствует исчезновению старых и появлению новых профессий.
Однако существуют профессии, в которых мы нуждаемся, и их, думаю, не скоро вытеснит современная техника, но беда в том, что они не очень популярны среди молодежи, обдумывающей, «кем быть и чем заниматься?» Согласитесь, что мы еще не скоро дождемся робота, который сможет укоротить платье или брюки, сошьет нам головной убор по индивидуальному заказу, отремонтирует часы или заменит набойку на обуви… Чтобы выполнить эту работу, все мы периодически обращаемся к портным, мастерам по пошиву головных уборов, часовщикам и сапожникам. И это как раз все те профессии, о которых не вспоминают ни подростки, ни безработные, сидящие без дела и, соответственно, без денег.
Задавшись вопросом: а почему, собственно, эти такие нужные профессии теряют свою актуальность, я решила побеседовать с сапожником, услугами которого пользуется вся наша округа. Забегая намного вперед, скажу, что в конце беседы я еще раз убедилась в том, что часто внешние данные не могут раскрыть сущность человека.
Итак, мой собеседник - Абуталыб Аббасов, специалист по ремонту и пошиву обуви. У него небольшая мастерская с самым необходимым оборудованием, низкая стойка со столиком, где он собственно и работает, ряды полок с готовой или дожидающейся своей очереди обувью. Почти у самого потолка на специальной подставке весь день работает маленький телевизор, транслирующий отечественные каналы. В помещении стоит смешанный запах кожи, клея, краски, резины и даже металла. Абуталыб Аббасов, к которому все обращаются не иначе, как usta, пользуется большим уважением среди жителей за добрый, покладистый характер, за вежливость и приветливость, а главное, за высокий профессионализм. Он не только ремонтирует и реставрирует обувь, но может сшить любой ее вид по индивидуальному заказу.
Он не сразу согласился на беседу, мотивируя тем, что писать о нем нечего, но тем не менее ответил на мои вопросы, с улыбкой вспоминая забавные случаи. Признаюсь, некоторые его ответы меня удивили и заставили задуматься.
- Здесь много обуви, а у вас нет помощника. Вы успеваете все выполнить в срок?
- Я давно работаю и умею правильно распоряжаться временем. Принимая заказ, сразу определяю, сколько времени понадобится на его исполнение. Исходя из этого, назначаю день или час, когда клиент может забрать готовую обувь.
- Сегодня все спешат, многие нервные… Как вам удается спокойно и терпеливо говорить со всеми?
- Накопленный жизненный опыт и возраст помогают мне в этом. К тому же я такой же человек, как все. Думаете, я сам не нервничаю? Когда человек заходит в мастерскую, я вижу, что он чем-то обеспокоен. Пока он достает обувь из пакета, пока излагает свою просьбу, мы успеваем перекинуться парой слов, например, о погоде, о транспорте. Глядишь, он уже успокоился и улыбается.
Добавляет на нашем языке: «Yola verirəm hamını!» (стараюсь уважить просьбу).
- Как случилось, что вы стали обувным мастером? Кто вас учил этому? И вообще, сколько потребуется времени, чтобы научиться этому ремеслу?
- Мои братья и сестры имеют высшее образование. Я тоже неплохо учился в школе, особенно хорошо знал математику и собирался стать студентом технического вуза, но, к сожалению, не прошел экзамен. Чтобы не оставаться без дела целый год, я поступил рабочим на обувную фабрику, которая раньше находилась на Монтино. Фабрика работала на полную мощность, так что учить новых людей мастерам было некогда. Новички помогали им в чем-то, а сами смотрели, учились, набирались опыта. Постепенно я втянулся в работу и спустя уже некоторое время работал наряду с опытными мастерами. По ходу всегда можно что-то новое узнать. Что касается времени, за которое можно обучиться этой профессии, то я отвечу так: «Азы профессии можно узнать за полгода, но первые годы будешь постоянно учиться».
- Я не спрашиваю, сколько вы зарабатываете, но дает ли ваша профессия возможность жить на нормальном уровне, содержать семью?
- Конечно! У меня тоже семья, дети, и я их обеспечиваю. Вообще хочу сказать, что у ремесленников, к которым я отношу сапожников, портных, парикмахеров, часовщиков, всегда есть кусок хлеба.
- Чем вы можете объяснить то, что количество обувных мастерских с каждым годом уменьшается?
- Тем, что молодые люди не хотят заниматься такой работой. Они считают ее грязной. Сейчас в моде другие профессии, где можно заработать, не прилагая усилий. Чем ремонтировать одеванную обувь, тратя на это время, они предпочитают стоять в магазине и продавать новую. Но продавать можно, пока ты молодой, а что потом? Человек должен иметь специальность, которая его будет кормить. Дело в том, что не все с уважением относятся к нашей профессии. Недавно пришел молодой парень, рабочий, у которого прохудились туфли. Снял с ноги обувь, передал мне. Понятно было, что второй или новой пары у него нет. Я отложил работу, быстро отремонтировал его обувь, а он стал со мной торговаться о цене, настаивая на том, что я ничего особенного не сделал. Я снял с полки чьи-то ботинки и передал их ему. Он тут же отбросил их, возмущаясь, что не обязан держать чужую грязную обувь. А он сам работает в пыли, с песком и цементом!
- А у вас есть ученики?
- Нет. Раньше были, сейчас - нет. Не хотят. В нашей профессии любой манат надо заработать, а у молодых терпения и усидчивости нет. Но мой сын стал таким же мастером, как я. Горжусь им!
- Допустим, человек хочет открыть такую мастерскую, как ваша. Сколько денег ему для этого потребуется?
На это мастер вопрошает с удивлением и даже с некоторым возмущением: «А он знаком с нашей профессией?!»
- Я не имею в виду конкретно какого-то человека. Просто интересуюсь: это дорого или нет?
- Нет, не дорого. Чтобы закупить необходимые инструменты и механизмы, много денег не потребуется, главное - надо знать свое дело: ремонт, реставрация, пошив… Вовремя платить налоги.
- А какую самую необычную обувь вам приходилось ремонтировать?
Абуталыб муаллим, улыбаясь, достает с верхней полки женские босоножки на высоченном каблуке, верх которых сплетен из узких ремешков, усыпанных искусственными камнями и стразами, и говорит: «Отсюда посыпалось большинство камней, я подбираю вместо них другие и обновляю некоторые ремешки!»
Перед тем, как задать следующий вопрос, я предполагала услышать что-нибудь типа Salamander, Louboutin, Clarks, Baldinini.
- Обувь какой страны вы рекомендуете покупать?
- Нашей, местной… Не надо удивляться… Никакая иностранная обувь не будет такой прочной, как наша. Сейчас есть все исходные материалы, чтобы сшить хорошую, красивую и прочную обувь. Я и сам ношу местную обувь.
- Какие советы по уходу и хранению обуви вы можете дать, как профессионал?
- Придя с улицы, обязательно почистить обувь и поставить ее в хорошо проветриваемое место. И хранить так же. Кроме того, не мыть обувь в стиральной машине и не закреплять самим что-то суперклеем. После этих действий помочь вашей обуви очень трудно. Суперклей проедает кожу.
- Как вы проводите выходные и отпуск?
- Ой… (смеется) Я работаю почти без выходных и без отпуска. Стараюсь быть больше с семьей. А вообще я мечтаю объехать весь Азербайджан, побывать в разных уголках. У нас, ведь, красивая страна…
- А вы знаете о том, что существует Международный день сапожника? Его отмечают 26 ноября.
- Правда? Первый раз слышу… Теперь буду знать.
Пока я беседую с usta Абуталыбом, ему периодически приносят заказы, забирают готовую обувь. Собираясь уходить, замечаю на полке какую-то книгу и спрашиваю у мастера, когда он успевает читать при такой занятости. Он несколько смущенно отвечает: «Там немного обо мне написано».
Удивляясь, прошу разрешения взять книгу домой. Документальный очерк Гая Алиева «Bir bölüyün manifesti», посвящен бойцам 2-го подразделения Ясамальского табора, участвовавшим в Карабахской войне. Одна из глав книги посвящена Абуталыбу Ализаман оглы Аббасову, который ушел на фронт добровольцем и участвовал в боях за города Агдам и Физули. Получив ранение, он из госпиталя вновь возвращается на фронт. Как опытный боец, проявляя героизм и отвагу, выполняет сложные и ответственные задания командиров, участвует в освобождении ряда азербайджанских сел.
Вряд ли об этом знают клиенты, приносящие ему на ремонт обувь, но это ничего не меняет, потому что герой моей статьи неожиданно для меня оказался не просто рядовым мастером по ремонту обуви, но отважным бойцом, защитником своей страны.
Планируя эту статью, я собиралась завершить ее шутливым высказыванием об обуви французского драматурга Марселя Ашара, но после прочтения книги Гая Алиева передумала. Шутка здесь совсем не к месту.
Покопавшись в интернете, пестрящем цитатами известного английского адвоката Луиса Найзера, который даже написал детектив и умудрился получить за него премию имени Эдгара По, я нашла его мудрую мысль о том, что «Человек, который работает руками - рабочий; человек, работающий руками и головой - ремесленник; но человек, который работает и руками, и головой, и сердцем - мастер своего дела».
Абуталыб Аббасов и есть мастер своего дела!
Аделя ИМАНОВА
banner

Советуем почитать