• четверг, 25 Апреля, 20:03
  • Baku Баку 21°C

Бой под звуки беримбау

10 июня 2018 | 17:59
Бой под звуки беримбау

ТАЙМ-АУТ
Чемпионат мира по капоэйра (бразильское национальное боевое искусство), прошедший в мае в нашей столице, до сих пор является одним из самых обсуждаемых в мировых СМИ спортивных событий, уступая по популярности разве что предстоящему в России футбольному мундиалю.
В этом нет ничего удивительного. Во-первых, речь идет о турнире с участием 156 сильнейших бойцов современности из 28 стран, организованном на высочайшем, присущем Азербайджану уровне и прошедшему, разумеется, при заполненных до отказа трибунах. Аншлаг на протяжении всего мероприятия - событие отнюдь не тривиальное для наших дней, согласитесь.
Во-вторых, отлично выступили на мундиале местные спортсмены, завоевавшие аж 8 медалей (1 «золото», 4 «серебра» и 3 «бронзы»). Ну а в-третьих, выступивший на церемонии закрытия президент WCF (Всемирная федерация капоэйра) Пауло Салес Нето назвал бакинский чемпионат мира лучшим в истории. «Огромное спасибо Азербайджану за это великолепное соревнование. Вне всяких сомнений, это лучший и наиболее яркий международный турнир по капоэйра, когда-либо проводимый. Отныне странам, принимающим наши чемпионаты, в обязательном порядке следует знакомиться с опытом азербайджанских коллег», - заявил на церемонии закрытия обычно скупой на похвалу бразилец.
Однако я буду не до конца откровенен с уважаемым читателем газеты «Каспiй», если не признаю, что упомянутый турнир оставил у меня достаточно противоречивые впечатления, а потому после перечисленных плюсов впору назвать… Нет, не минусы, ибо турнир действительно был проведен безукоризненно.
То, что я хотел бы перечислить, впору назвать «поводом для искреннего удивления». К примеру, меня удивило, что интерес публики к чемпионату ограничивался исключительно местом его проведения - столичным Дворцом ручных игр, покидая который, вы не столкнулись бы с толпой фанатов, жаждущих сделать с кумиром селфи или по старинке попросить у него автограф. Да и большинство людей на трибунах, как мне кажется, были гостями из-за рубежа. Не было обсуждений турнира и обмена впечатлениями в интернете, не было красивых фотографий в Twittere, Facebook или Instagram. Одним словом, необходимый антураж, как неизменный спутник престижных стартов, напрочь отсутствовал. Почему?
Попытку ответить на этот и многие другие вопросы предпринял один из лучших и наиболее уважаемых мастеров азербайджанского капоэйра Охчу Шахмурадов. Он, к слову, также выступил на этом турнире и финишировал на 4-й позиции, не дотянув до «бронзы» самую малость.
- Вы, должно быть, расстроены, что остались вне пьедестала?
- Поначалу был сильно расстроен, не скрою. В конце концов, не каждый день выступаешь на домашнем чемпионате мира. Но со временем все наладилось и грусть уступила место гордости за наших ребят. Потому что по натуре я - командный человек и на первый план ставлю успехи коллектива. И учеников своих стараюсь учить командной работе.
Кстати, пользуясь случаем, хотелось бы назвать имена призеров. Итак, в ранге чемпиона мира завершил соревнования Миргасан Алиев. Очень талантливый и универсальный боец: быстрый, хладнокровный, техничный. «Серебро» завоевали Мирнихат Агаев, Нахид Агазаде, Туран Эльдаров и Гюльчохра Аббасова, «бронзу» - Сафтар Сулейманов, Азер Оруджев и Зейнаб Исламова.
- А что вы скажете относительно слабого интереса местных любителей спорта к вашему мероприятию?
- Честно говоря, я был сконцентрирован на боях и почти не обращал внимания на трибуны. Поэтому едва ли могу сказать со стопроцентной уверенностью, наши или иностранные болельщики составляли большинство. Судя по флагам, в зале было очень много зарубежных фан-делегаций: из Бразилии, России, Франции, Италии, Голландии, Турции, Египта, Марокко, Испании и др. Но составили ли они большинство? Не могу сказать. Да разве это так принципиально? На мой взгляд, куда важнее тот факт, что Азербайджан вновь блеснул как прекрасный организатор больших статусных мероприятий. Согласитесь, это очередное достижение нашего спорта, и им следует гордиться.
- Да, это бесспорно.
- Знаете, ведь на самом деле ваш вопрос относительно слабого интереса публики очень актуальный и своевременный.
- Главное, есть ли у вас на него ответ?
- Не знаю, насколько исчерпывающим он получится, но постараюсь. Начнем с того, что удивить сегодня гражданина Азербайджана, который видел Европейские и Исламские игры, Гран-при Формулы-1, чемпионаты мира и Европы, нелегко. Трудно заинтересовать его и завлечь на трибуны, понимаете? Скажем, если бы этот чемпионат проводился году в 1993-м или 1994-м, когда республика под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева только-только стала возвращаться к нормальной жизни, аншлаг был бы обеспечен. Я ни секунды в этом сомневаюсь. Потому что в те годы международные соревнования были для нас в диковинку. Но ведь за прошедшие четверть века многое изменилось. За эти годы Азербайджан прошел огромный путь и превратился в одну из самых успешных и развитых стран мира. Ежегодно здесь проходит по несколько престижных соревнований, и, как следствие, наш болельщик требователен и взыскателен. Опять же, он с радостью пойдет на турнир по боксу или дзюдо, которые имеют у нас массу поклонников. Но о капоэйра пока знает не много.
- Стало быть, прошедший в Баку Кубок мира должен послужить толчком к популяризации у нас капоэйра?
- Безусловно. Ведь я не открою Америки, если скажу, что статусные турниры повышают интерес публики к тому или иному виду спорта. Уверен, что в скором времени у нас начнется бум капоэйра, ну или капоэйра-бум (смеется). Кстати, какой вариант более грамотный?
- Думаю, оба.
- Хочу сказать несколько слов о руководителе Всемирной федерации капоэйра Пауло Салесе Нето. Вы охарактеризовали его как «скупого на похвалу человека», но это не так. На самом деле Нето только производит впечатление эдакого чиновника, которому не свойственны простые радости жизни. Немного пообщавшись с ним, вы увидите, что в быту это мягкий, добрый, несмотря на солидный возраст, любознательный, временами сентиментальный человек. Но он максималист до мозга костей, когда дело касается работы. Здесь уже главным качеством бразильца является требовательность. К себе, к подчиненным, к тренерам, спортсменам, судьям, организаторам соревнований…
- И все-таки, что такое капоэйра - вид единоборства или акробатика, сопровождающаяся звуками незнакомого жителю Старого Света инструмента?
- Это единоборство, имеющее богатую историю и традиции. Оно возникло на рубеже XV-XVI вв., а его родоначальниками являются рабы, угнанные португальцами из Африки в Бразилию. Разумеется, перспектива иметь у себя подготовленных бойцов не устроила бы рабовладельца. Поэтому любые тренировки, даже отдаленно напоминающие боевое искусство, воспрещались и жестоко наказывались. Но рабы не пали духом и проявили недюжую смекалку. Они стали совмещать танец и боевое искусство при помощи привезенных с родины инструментов. К примеру, атабаке - барабан - или беримбау, отдаленно напоминающего нашу кеманчу.
Итак, бойцы собирались и создавали «хода», которое переводится как «круг» или «солнце», в центре его двое состязались друг с другом. И делали это под музыку. Когда же подходил надзиратель, музыкант предупреждал атлетов условленной мелодией, и те, находясь в центре круга, тут же меняли спарринг на танец. Между прочим, одна из базовых стоек в капоэйра - джинга - очень напоминает танцевальное па.
Чем больше рабы развивались как бойцы, тем чаще они вступали в конфликты со стражей и совершали побеги, нередки были и масштабные восстания. Удачные или нет. Необходимо отметить, что и стража была не слабого десятка и хорошо подготовлена физически, так что в тех битвах рабы усовершенствовали капоэйра. Среди прочего, они придумали приделать к концу беримбау лезвие - получалось подобие копья. До того они зажимали лезвие в пальцах ног.
- Кстати, а почему в капоэйра упор делается именно на работу ног?
- Этот вопрос до конца не изучен специалистами. По одной из версий, во время отдыха или перерыва руки рабов были в кандалах. Исключение делалось только для музыкантов. Ну а когда им заниматься любимым делом, как не во время перерыва? Поэтому в капоэйра так развита техника ног.
- Эффективно ли капоэйра в реальном бою?
- А вы вспомните, сколько звезд боев без правил являются мастерами капоэйра.
- Я не слышал ни об одном чемпионе или звезде боев без правил, занимающемся исключительно капоэйра. Как правило, титулованные бойцы изучают борьбу, бокс и капоэйра или самбо, карате и капоэйра. Немало и тех, кто и вовсе не знаком с капоэйра.
- Вы правы, но в смешанных единоборствах невозможно достичь успеха, изучая лишь одно боевое искусство.
- Практика показывает, что 90% успеха там приносят борцовские навыки.
- Не существует победы на 90%. Она либо на 100%, либо вовсе таковой не является. Поэтому к 90% борцовских навыков необходимо добавить 10 % ударной техники.
- Рабовладельчество давно кануло в лету, а в соревнованиях капоэйра по-прежнему слышны звуки беримбау и атабаке. Это дань традиции?
- Начнем с того, что капоэйра в своем первозданном виде признано нематериальным культурным наследием UNESCO. Что касается мелодий атабаке и беримбау, то они не только предупреждают об опасности, но и задают схватке ритм.
- Музыка непременно должна быть живая или можно использовать запись?
- Во время тренировок можно использовать запись, но в официальных соревнованиях музыка должна быть живой. В Бразилии есть специальные заведения, где учат музыкантов для капоэйра. Но если речь идет о большом статусном мероприятии, то беримбау доверяют не просто музыканту, а тому, кто добился немалых высот как боец, человеку уважаемому и разбирающемуся в тонкостях капоэйра.
- Одним словом, мастер задает ритм боя?
- Да. Бой начинается под медленный ритм, который называется «ангола». Чуть быстрее - «бенгуэлла».
- Вопрос: музыка подстраивается под бойцов или наоборот?
- Боец должен подстраиваться. Но все это происходит настолько гармонично, что они идут наравне, никто никого не торопит.
Бразильцы настаивают на двух вещах: чтобы все турниры проводились под звуки беримбау и чтобы присутствовала джинга - базовая стойка.
- В большинстве единоборств существует деление на стили. Есть ли нечто подобное в капоэйра?
- Да, есть. Вот только объяснить их человеку со стороны, как бы хорошо он ни разбирался в спорте, невозможно. Для этого необходимо серьезно изучать капоэйра.
- Если не ошибаюсь, в Бразилии множество школ капоэйра, и техника в них отличается друг от друга?
- Она может отличаться в нюансах, но не в базовой технике.
- Подавляющее число мастеров и любителей капоэйра пришли в него сравнительно недавно. А давно ли вы увлеклись им?
- Спортом занимаюсь с пяти лет. Начал с карате, где дошел до черного пояса, потом увлекался боксом и кикбоксингом. Для развития реакции занимался также пинг-понгом. А в капоэйра 12 лет тому назад меня привел Голливуд. Я посмотрел фильм «Сильнейший» с участием Марка Дакаскосса и был поражен его техникой. Узнав, что он является мастером капоэйра, увлекся этим единоборством. Благо как человек, уже имеющий какие-то боевые навыки, я не испытал проблем во время занятий и даже был признан лучшим бойцом 2008 года, входил в сборную Азербайджана. После сдал экзамен, получил лицензию инспектора. Теперь вот работаю тренером.
- Сколько человек у нас в стране изучает капоэйра?
- Не знаю. У нас многие ошибочно полагают, что в капоэйра рискованно идти после 16-17 лет. Дескать, можно повредить уже окрепшие кости. Нередко в секцию приходят только для того, чтобы научиться делать сальто. И я их принимаю (смеется). Своеобразная педагогическая ловушка. Посетив несколько тренировок, человек волей-неволей втягивается в процесс и начинает серьезно изучать наше искусство.
- Что ж, спасибо за интересную беседу, и успехов вам.
Мурад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать