• четверг, 18 Апреля, 13:25
  • Baku Баку 22°C

Циндаоская декларация

12 июня 2018 | 15:41
Циндаоская декларация

ПОЗИЦИЯ
В китайском прибрежном городе Циндао в минувшие выходные состоялся саммит лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), по итогам которого руководители Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также Индии и Пакистана приняли Циндаоскую декларацию.
Большой пакет содержит 17 документов, которые касаются сотрудничества между странами, борьбы с терроризмом, наркотиками, эпидемиями и загрязнением окружающей среды. Участники продемонстрировали редкое единодушие, особенно в совместном заявлении, в котором затронута ситуация в Сирии, Иране, Украине и на Корейском полуострове. Поскольку первая из этих стран де-факто расколота, а присутствие на ее территории наших северных и особенно южных соседей слишком затратно, стороны сошлись на необходимости перемирия всех участников конфликта.
Переформатирование неформата
Судя по присутствию на саммите (РФ и КНР не в счет) таких ядерных и вполне состоятельных держав, как Индия и Пакистан, на первый взгляд можно сделать вывод о переформатировании мировой геополитики и даже о смещении не только экономического, но и военно-политического центра тяжести из Атлантики в Евразию. Однако мы помним несколько циклов горячего сближения родины Махатмы Ганди с той же Россией, которые оборачивались затем ровными, почти холодными двусторонними отношениями. Что касается официального Исламабада, тут и вовсе любовью «не пахнет», причем от Москвы его отдаляет ортодоксальный ислам (достаточно вспомнить историю советского присутствия в Афганистане и то, как яростно сопротивлялись «шурави» талибы).
Между тем на родине Конфуция (родом он из провинции Шаньдун, административным центром которой и является Циндао, что переводится как «зеленый остров») сделали вид, что все очень даже хорошо. Почему сделали? А потому что у самой Поднебесной масса нерешенных проблем с той же Индией, да и с Россией тоже. Но при этом руководитель КНР Си Цзиньпин поднял бокал за мудрость: «Конфуцианство как важная составляющая китайской цивилизации проповедует наивысший человеческий идеал - этот мир принадлежит всем, а потому все страны должны были бы жить в мире и согласии, помогать друг другу и быть дружными как члены одной большой семьи».
Однако тосты тостами, но реальность куда жестче, и Москва с Пекином все чаще схлестываются в той же Африке, откуда СССР бесславно ушел почти три десятилетия назад, отдав «черный континент» американцам и китайцам. В той же многострадальной Сирии пока русские частные военные компании воюют с оружием в руках при поддержке родной авиации, китайский бизнес ждет окончания боевых действий, чтобы вложить туда безболезненно десятки миллиардов и выдавить оттуда «братьев навек».
Вообще-то, что касается экономической составляющей, с ней у участников проблем вроде не было. Так, президент РФ Владимир Путин подтвердил, что осенью приедет в Ташкент, где Россия помогла построить крупнейший газоперерабатывающий завод в Центральной Азии, и благодаря новейшим технологиям газ сюда будет поступать из месторождения в самом центре пустыни (благодаря $7 млрд инвестиций компании «Лукойл»). У Узбекистана есть также планы по совместному строительству атомной электростанции, по реализации прочих технологичных проектов в обмен на «самые вкусные в мире» фрукты и овощи.
Гораздо темнее перспектива «равноправных» двусторонних отношений с Монголией, Кыргызстаном и Таджикистаном, так что, по сути, речь идет о ситуативном партнерстве. Кроме того, может ли ШОС быть альтернативой G-7, удельный вес которого в мировой экономике достигает 70%, а резервной валютой считаются не рубль с юанем и тугриком, а доллар наряду с евро?
В итоге получилось, что реально в выигрыше оказался лично товарищ Си Цзиньпин, которому Путин преподнес сюрприз - проект русской бани из алтайского кедра, который, как известно, не только чудесно пахнет, но и обладает целебными свойствами. Китайцы, к слову, особенно южане и уроженцы Пекина - не очень большие любители и ценители бани, так что русские специалисты не только построят и сдадут объект под ключ, но и будут парить и стегать вениками главного коммуниста КНР с вытекающими последствиями.
На фоне разногласий в G-7
Комментируя итоги саммита, наблюдатели говорят о демонстрации единства и сплоченности в рядах ШОС на фоне непреодолимых пока разногласий в рядах G-7. Как известно, форум в Канаде превратился во встречу «шесть плюс один», учитывая еще и ранний отъезд президента США Дональда Трампа на переговоры с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном. Говоря о Шанхайской организации, они наоборот, указывают на ее расширение - год назад к ней в качестве полноправных членов присоединились Пакистан и Индия. Еще десять государств имеют статус наблюдателей и партнеров по диалогу. Среди них - Иран, который после выхода США из договора по ядерной программе выражает намерение теснее сотрудничать с этой организацией.
Однако, учитывая, мягко говоря, серьезные противоречия между Пакистаном и Индией, трудно с уверенностью говорить о том, что эти страны будут плодотворно сотрудничать в разношерстной структуре. Напротив, существует вероятность того, что их участие как раз таки усложнит принятие решений в рамках организации.
Что касается Ирана, который надеется компенсировать сложности, создаваемые санкциями США, сотрудничеством с ШОС, то и здесь вопросов больше чем ответов. Теоретически Иран может получить там искомые экономические свободы, поскольку размер евразийского рынка огромен - вместе с Россией, Китаем, Пакистаном и Индией это чуть ли не полмира. Вместе с остальными - это самый большой по численности населения рынок в мире, где торгуют со всеми, кто говорит о желании сотрудничать. Однако очевидно, что ни одна компания, сотрудничающая с США, не станет работать с «токсичным» иранским бизнесом.
Россия также надеется компенсировать урон, наносимый западными санкциями торговлей с Китаем. По словам президента России Владимира Путина, поставлена цель довести рост товарооборота с Поднебесной до $100 млрд. Но и тут есть закавыка - без упрощения таможенных процедур, правил торговли, без снятия дискриминационного доступа на единую торговую площадку дальнейший рост товарооборота между двумя странами очень проблематичен.
Кроме того, Беларусь и Казахстан все активнее перетягивают одеяло на себя в реализации проекта Шелкового пути в Европу. Наконец, есть проблема с точки зрения экологии - так, Китай продавил возможность строить на границе с Россией вредные производства. Слабо проработана и проблема влияния санкций Запада к России и альтернативные возможности Китая по этой части, чей частный бизнес не горит особым желанием развивать сотрудничество с российскими компаниями, особенно с теми, кто находится под санкциями.
Переход на расчеты в рублях, тенге и прочих валютах вместо доллара тоже из разряда маниловщины. Эти дензнаки в Китае мало кому интересны, и наличную валюту этих стран в китайских банках не держат. При этом следует учитывать, сколько бы лидеры ШОС ни призывали к сближению экономик, бизнес идет туда, где выгоднее и где безопаснее вести дела.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать