• суббота, 20 Апреля, 05:43
  • Baku Баку 15°C

Секрет профессии

15 июня 2018 | 17:37
Секрет профессии

ТВОРЧЕСТВО
Как известно, 27 мая Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о присвоении почетных званий деятелям культуры, среди которых звания Народной артистки Азербайджана удостоена актриса Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна Наталья Шаровская.
При первой встрече нечасто можно ощутить теплоту собеседника, но это был именно тот самый редкий случай. Уважительное отношение, доброта, искренность Натальи Юрьевны покоряют собеседника с первых же минут. Мы неторопливо начинаем разговор, обнаруживая общих знакомых, и как настоящие бакинцы, называем улицы на старый манер. В этом чувствуется любовь Натальи Юрьевны к своей стране, городу, профессии, к тому, как она соблюдает обычаи и традиции, хранит память об ушедших, ценит друзей и бережет свою семью. В этой хрупкой женщине обнаруживается человек с богатым внутренним миром и сильной волей:
- Наталья Юрьевна, поздравляем вас с присвоением почетного звания! Как вы себя ощущаете в новом звании, изменит ли оно что-нибудь в вашей жизни?
- Благодарю. Безусловно, это звание увеличивает чувство ответственности перед страной, театром, зрителями. Дело в том, что я по природе обязательный и исполнительный человек, всегда очень добросовестно отношусь к своей профессии. Я настолько люблю свое ремесло, что даже будучи рядовой артисткой театра, работала с полной отдачей. Так и буду продолжать. Звание народной артистки для меня - новая ступень в творчестве.
Я - коренная бакинка в третьем поколении, очень рада и счастлива, что мой труд оценен в стране, где я родилась и выросла. Очень ценно, что это произошло в период знаменательных событий. В мае также исполнилось бы 100 лет моему учителю, мастеру сцены, народному артисту СССР Мехти Мамедову. В мае я праздную свой день рождения. В этом году Президент АР Ильхам Алиев вручил моему супругу, Алесандру Яковлевичу Шаровскому - главному режиссеру нашего театра, второй орден - «Шараф». Так что и этот год, и этот месяц для меня очень дороги.
- Как состоявшаяся и востребованная актриса театра, сыгравшая множество ролей, можете сказать, что стоит за этим успехом?
- Мне хочется думать, что секрет - в моем умении, в мастерстве. Я не люблю употреблять слово «талант». В нашей профессии, безусловно, человек должен быть отмечен Богом, но этого мало. Актер должен быть трудолюбивым, работоспособным и иметь искреннее желание заниматься своим любимым делом. Смею надеяться и хочу верить в то, что я именно такая актриса. Вообще, актером должен быть человек, который любит свое ремесло. Нашей профессией нельзя заниматься походя, она не прощает этого. Я счастливый человек, мне в профессии было легко. Я легко поступила в институт, после завершения учебы работала в Театре юного зрителя, а затем уже пришла в этот театр. Я играла и до сих пор играю хорошие роли.
- А удача?
- Безусловно, удача актеру нужна! И она у меня была! Я благодарна Богу и прежде всего своим родителям за природные данные и за тот труд, который они в меня вложили. В детстве занималась и гимнастикой, и хореографией, и музыкой. Кстати, я мечтала стать балериной и имела для этого все данные, но мама отговорила меня, за что я ей очень благодарна, но при этом я всегда знала, что буду на сцене. Так и случилось. А удача актерам очень нужна, и с этим мне повезло.
- Значит, удача - удачей, но главное все-таки - труд?
- Да. И очень тяжелый. Я на сцене уже 38 лет. Иногда выхожу со спектакля, снимаю парик, уставшая, сажусь, чтобы передохнуть, и думаю о том, что некоторые люди считают нашу профессию очень легкой, им кажется, что актер вышел на сцену, покривлялся, и вся его работа. Но не все задумываются над тем, какой это тяжелый труд. Однако независимо ни от чего, я люблю свою профессию, потому что она замечательная! Да, мы выходим к зрителям, получаем аплодисменты, цветы, у нас есть поклонники, мы находимся в центре внимания, но за всем этим стоит тяжелый труд.
- Тем не менее каждый год множество молодых людей штурмует двери университета искусств. Стоит ли при таком тяжелом труде, о котором они, возможно, не догадываются, идти в актеры? Артистов много, а популярными становятся единицы?
- Я скажу так: «Если ты чувствуешь, что не сможешь прожить без сцены, то - да, конечно, поступать надо!» Но не стоит идти в актеры ради славы или просто так, для интереса, потому что сцена все показывает. В нашей профессии ничего не скроешь. Если ты плохой музыкант, певец или актер, люди это увидят сразу. Однако, помимо всего, в абитуриенте должна быть какая-то искра.
- И эту искру в вас заметил прекрасный мастер, ваш учитель Мехти Мамедов, разглядевший ваш природный талант. Каким вы запомнили его?
- Я всегда подчеркиваю, что была любимой ученицей Мехти Асадуллаевича, и это греет мне душу. Он, безусловно, был талантливым актером и режиссером, но он был очень серьезным по характеру и очень сдержанным человеком. С уверенностью могу сказать, что он редко улыбался и никогда не выдавал своих эмоций. Для людей, которые его не знали, он казался довольно строгим, у них появлялось даже ощущение страха перед ним. Будучи народным артистом СССР, значимой величиной в мире искусства, он не проявлял менторства и снисходительного отношения к другим. Как руководитель нашего курса, он ко всем студентам обращался на «вы».
Но мне вспоминается забавный случай. Мехти Асадуллаевич проводил уроки мастерства в Доме актера. У меня день рождения 21 мая. В тот год этот день выпал на воскресенье, поэтому я отмечала его в институте в понедельник и, как принято, принесла торт и конфеты. Мы сидели и ели сладости, как вдруг вошел Мехти муаллим. Спрашивает, в чем дело. Однокурсники отвечают, что, вот, у Наташи вчера был день рождения. Он посмотрел на нас и неожиданно громко засмеялся, сквозь смех, говоря: «А у меня сегодня день рождения!» То есть если бы не мой день рождения, о своем дне он даже и не вспомнил бы.
Да…Мехти муаллим учил нас ориентироваться в своей профессии, быть на сцене самими собой, он умел раскрыть внутренние способности студентов. Часто говорил о том, что актер должен много читать и постоянно наблюдать. Ведь наша профессия в дополнение к прочему складывается из эпизодов и деталей, подсмотренных в жизни в чьем-то характере, поведении. За счет того, что как-то случайно в психиатрической клинике, где работала моя бабушка, я увидела и запомнила поведение пациента, мне удалось очень правдоподобно передать роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Даже консультировавший спектакль покойный Агабек Султанов отметил, что я точно скопировала больного с конкретным диагнозом.
- Вы помните свою первую роль и первых партнеров по сцене? Удалось ли сыграть вместе с кем-то из старой гвардии артистов театра?
- Конечно! Это мой дебют. Я училась на втором курсе института, когда Мехти Асадуллаевич, который в тот период работал главным режиссером нашего театра, пригласил меня на роль Наташи в пьесе «На дне» М.Горького, произведения которого он очень любил. Поначалу у меня был шок и страх, и я даже отказывалась. Но Мехти муаллим сказал: «Я так решил!» Представляете, я - студентка играла на одной сцене с выдающимися актерами! В пьесе были заняты А.Фалькович, К.Адамов, Л.Грубер, Д.Тумаркина, И.Перлова.
Кстати, Александр Шаровский, был моим первым партнером. Он играл Ваську Пепла. Можно сказать, что в спектакле была задействована почти вся труппа. Анатолий Соломонович играл Сатина. Также в спектакле принимал участие Якушев Сергей Ильич, которого я считаю своим педагогом в театре. Он был народным артистом Азербайджана и Таджикистана, в свое время играл Ленина. Фантастический артист! В день премьеры Мехти Асадуллаевич благодарил мою маму, которая пришла на мой первый спектакль, - это дорогого стоит...
- А как к студентке относились актеры старшего поколения?
- Я считаю себя очень счастливой, мне повезло находиться с ними на одной сцене. Благодарю Бога за то, что мне было суждено прикоснуться к таланту великих актеров своего времени. Я многому научилась у них, стояла и наблюдала их игру. Впоследствии я не раз делила сцену с Верой Карловной Ширье и Рахиль Соломоновной Гинзбург. Это большая честь быть партнером таких корифеев! С этими актерами я прошла большую школу мастерства.
- Были ли роли, которые вы считаете стопроцентным попаданием в ваш характер?
- Да, конечно, и довольно часто. Когда я читаю пьесу или сценарий, сразу понимаю, что это мое. Так случилось с пьесой, где я играю королеву Елизавету. Были спектакли, где характер моих героинь совсем не совпадал с моим, но этим-то и хороша наша профессия, что ты можешь играть разноплановые роли, проверяя свое умение играть тех, кем не являешься. Очень тяжелой была работа над образом Федры.
– Обычно спрашивают, как актеры вживаются в образ, но у меня обратный вопрос: как вы выходите из образа? Допустим, вы играли царских особ Федру, Елизавету. Два часа на сцене вы - королева, а шагнете за сцену, вы - обычная женщина! В состоянии ли, например, сразу прочитать смску или принять чей-то звонок?
- Конечно! Это все-таки работа, а не жизнь. Это суть нашего ремесла, профессионализм - уметь быстро выходить из роли. Роль - это одежда. Как в любой другой профессии - отработал, снял спецодежду и пошел домой. Актер должен уметь владеть своими чувствами и эмоциями.
- Как удается справляться с эмоциями, если, скажем, какие-то проблемы или случилось несчастье, а нужно выходить на сцену?
- У нас говорят, что актер может не выйти на сцену только в одном случае: если он умер. Такова наша работа. Было много случаев, когда умирали близкие мне люди, а я должна была выйти на сцену и играть. А что делать? Конечно, потом за кулисами ты даешь волю эмоциям, плачешь, стонешь, но это реальность, это минусы нашей профессии - быть на сцене, несмотря ни на что. Бывает, нет настроения, но надо улыбаться, смеяться. Или плохо себя чувствуешь, температура, но идешь на сцену. Поверьте - и это стопроцентная правда, - мои слова могут подтвердить все актеры, что сцена - это волшебный мир! Сцена все лечит: ты перестаешь кашлять, чихать, у тебя проходит насморк, но стоит зайти за кулисы, и…все возвращается. Какой-то феномен! В этом есть какая-то магия и волшебство.
- Что нравится играть больше - классику или современные постановки?
- Я люблю играть произведения, где есть хорошая основа, текст, чтобы было что играть. Как в спектакле о Елизавете. Несмотря на то, что историческая пьеса написана современным автором, это был хороший материал, он мне очень понравился, и я играла с удовольствием. Спектакль получился замечательным. Безусловно, в этом большая заслуга Александра Яковлевича, как режиссера. Но, конечно, классические произведения всегда приятно играть. Я человек верующий и считаю, что меня хранит Бог и моя мама, которая охраняет меня с небес. Что касается поддержки, то для меня важна поддержка сына и мужа. Конкретно семьи.
- Как насчет свободного времени, бывает ли оно вообще?
- Мы с мужем любим тишину - шума хватает на работе, поэтому в свободное время мы много читаем, решаем кроссворды. Шумные вечеринки и тусовки не для нас.
- Спасибо за интересную беседу!
Аделя ИМАНОВА
banner

Советуем почитать