• среда, 24 Апреля, 01:33
  • Baku Баку 14°C

Закрыть Ормузский пролив

07 июля 2018 | 10:07
Закрыть Ормузский пролив

ПОЗИЦИЯ
Возможно, мировые СМИ более всего виноваты в создании образа безответственного агрессора касательно военно-политической элиты Исламской Республики Иран. События показывают, что она вполне адекватно реагирует на внешние угрозы, однако время от времени выступает со сногсшибательными заявлениями.
Так, накануне заместитель командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) «Сараллах» Исмаил Коусари объявил в государственном телеэфире, что Тегеран готов ответить на акты давления со стороны США и в частности пригрозил Вашингтону перекрытием Ормузского пролива (узкий стратегически важный перешеек, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе).
«В случае попыток заблокировать поставки нашей нефти на международный рынок Соединенные Штаты Америки сами столкнутся с большими проблемами - мы не позволим вывозить нефть через Ормузский пролив», - заявил он.
Сказано - не сделано
С одной стороны, иранский КСИР является аналогом службы госбезопасности, поэтому руководители уровня Исмаила Коусари не должны разбрасываться словами, но с другой - вероятность перекрытия Ормузского пролива несколько раз озвучивалась и верховным рахбаром Али Хаменеи, и бывшим президентом Махмудом Ахмединежатом, однако ни разу эта опасность не только не была реализована, но даже не повлияла на нефтяные индексы. Это что касается политического кредо высших должностных лиц, но были и конкретные угрозы, исходящие от чиновников рангом пониже. Так, 28 декабря 2011 года тогдашний вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими заявил, что его страна ответит на любое давление путем блокирования поставок нефти через Ормузский пролив. Командующий ВМС Ирана адмирал Хабиболла Сайяри тогда же заверил, что перекрыть Ормузский пролив «легче, чем выпить стакан воды».
Буквально днями ранее представитель Ирана в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Хусейн Каземпур Ардебили тоже обтекаемо сообщил, что санкции США, требующие запретить экспорт иранской нефти, в итоге навредят самой Америке, а за необдуманную политику президента Дональда Трампа заплатят рядовые американцы.
Напомним, что президент США 8 мая объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий - сделки, которая была заключена в 2015 году и ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену соответствующих санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничений, введенных в свое время США и Евросоюзом. Глава Белого дома обещал не только вернуть в течение 90-180 дней старые ограничительные меры, но и ввести новые и потребовал от европейских «партнеров» того же. Также США рассматривают новую возможность введения запрета на экспорт иранских углеводородов.
2 июля директор отдела политического планирования Госдепартамента Брайан Хук заявил, что США собираются сократить «до нуля» нефтяные доходы Ирана с помощью энергетических санкций, которые, по его словам, «будут возобновлены 4 ноября».
По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, на 2016-2017 годы, через пролив проходило 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти. Для сравнения, через пролив проходит примерно 75% углеводородов, потребляемых в таком крупном объединении, как Евросоюз. По мнению нефтяных трейдеров, реальная блокировка узкого перешейка может конкретно повлиять на нефтяные котировки. В этом случае стоимость нефти легко преодолеет барьер в $100 в течение нескольких суток, а через неделю кризиса и вовсе может перескочить через все мыслимые «психологические» барьеры. Но может ли быть реализован на деле такой сценарий - вопрос, конечно, интересный…
Позиция Вашингтона
Представитель Госдепартамента США Марк Тонер назвал иранские угрозы «пустыми». Но мы сошлемся на силовое ведомство - помнится, бывший глава Пентагона Леон Панетта откровенно пообещал, что шестой флот и прочие подразделения заокеанской армады предпримут активные силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. «Наша позиция чрезвычайно ясна: мы не намерены быть сторонними наблюдателями и не будем мириться с перекрытием Ормузского пролива. Это та красная черта, которую нельзя переходить, и мы ответим на это», - красноречиво заявил он в ответ на то, что 20 июля 2012 года Меджлис южан поддержал законопроект о перекрытии стратегического перешейка.
А это значит, что если упертая муллократия исполнит свою угрозу, то это приведет к очередной войне в Персидском заливе, поскольку и «слоны», и «ослы», а тем более Трамп не менее амбициозны в исполнении злых обещаний.
Кстати, пару раз дело доходило до драки. Впервые боевые действия там имели место 18 апреля 1988 года, когда ВМС США в ходе ирано-иракской войны провели однодневную операцию против Тегерана. Операция получила название «Богомол» и была проведена в ответ на подрыв на иранской мине американского фрегата «Сэмюэль Б. Робертс». В ходе операции был потоплен иранский фрегат «Саханд» и ряд более мелких кораблей.
Еще один инцидент произошел 6 января 2008 года, когда пять патрульных катеров КСИР приблизились менее чем на 200 метров к трем судам ВМС США, которые, по словам американского командования, находились в тот момент в международных водах. Запись, представленная капитаном одного из американских кораблей, свидетельствует о том, что катера КСИР угрожали открыть огонь по американцам. В ответ Иран опубликовал видеозапись, на которой имеет место только стандартный радиообмен.
Однако ясно и то, что если в Персидском заливе вспыхнет новая война, то ее последствия будут непрогнозируемыми не только для всей мировой экономики, но и для социально-политической системы целого ряда стран.
Компетентное мнение
На просьбу корреспондента газеты «Каспiй» прокомментировать угрозу завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика Зии Буниятова Видади Мустафаев сказал, что ничего нет легче, чем исполнить угрозу, однако Тегеран в таком случае будет окончательно признан изгоем, и тогда ему не помогут его стратегические союзники.
- Мировая экономика временно перегреется, поскольку это ключевой маршрут транспортировки, через который проходит 16 млн баррелей нефти в сутки, а это примерно 40% мировых поставок по морю. Кроме того, это относительно легко - достаточно незначительной угрозы ракетного удара, подрыва на минах или атак быстроходных катеров, чтобы страховщики приостановили страхование танкеров и грузов, что полностью перекроет морские поставки нефти. Однако это перспектива на пару недель, так как американцы не только ответят ракетными ударами, но и привлекут к своим карательным действиям и арабских поставщиков, и, условно говоря, западных потребителей.
Кроме того, не стоит забывать фактор Международного энергетического агентства, которое вполне в силах высвобождать из своих стратегических запасов до 14 млн баррелей в сутки. Более того, политическая элита наших южных соседей состоит из нормальных людей, поэтому столь агрессивные действия с ее стороны маловероятны. Более вероятный сценарий - рост цен на нефть в результате полномасштабного эмбарго на поставки иранской нефти со стороны Евросоюза, начиная с нынешней поздней осени. Совместное давление с США на другие страны (примером может послужить ситуация с Южной Кореей, которая рассматривает возможность снижения импорта сырой нефти из Ирана до уровня 2010 года в ответ на санкции США против этой страны) может спровоцировать аналогичный рост цен на нефть, как и в случае эскалации военного конфликта. Цены на нефть марки Brent в рамках этого сценария могут вырасти до диапазона в $125-150.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать