• пятница, 19 Апреля, 18:55
  • Baku Баку 24°C

Евразия в томительном ожидании

31 июля 2018 | 21:16
Евразия в томительном ожидании

РЕГИОН
По мере интенсификации глобальной интеграции политики и экономисты ведущих стран мира испытывают все больше трудностей с созданием безопасных маршрутов взаимодействия. Усилия обретают особую актуальность в свете закладки новых транспортных маршрутов, которые должны обеспечить безопасную перевалку растущих грузопотоков.
Осторожность проектировщиков точь в точь напоминает действия минеров, работающих в горячих точках. Драматизм же в том, что глобальная террористическая сеть распространяет зловещее влияние на просторы, которые еще не так давно считались благоприятными для экономического действия.
Предложенный Китаем проект «Один пояс, один путь», одобрительно встреченный многими потенциальными участниками в лице государств Евразии, подразумевает несколько возможных маршрутов. Выбор, естественно, будет сделан в пользу пути, который окажется наиболее оптимальным с точки зрения безопасной эксплуатации.
Пекин удостоился повышенного внимания многих государств - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Турции, европейских государств, которые изъявили желание участвовать в уникальном мегапроекте. Однако пока «Один пояс, один путь» продолжает жить в умах и в фазе активной рекламной кампании. Ожидания направленных действий порядком затягиваются. К стадии строительства не дает приступить фактор «исламского террора», который облюбовал для себя мусульманские ареалы постсоветского пространства.
Террор с его разветвленной сетью желает превратить в материнское лоно страны, где со скрипом идет государственное строительство, где не так сильны национальные институты, где наблюдается вакуум общественно-политической и социальной среды. Элиты стран Центральной Азии на протяжении лет добивались реальной стабильности, и многие в этом преуспели. К сожалению, многие, но не все.
Наблюдаемые пробелы в государственном и национальном строительстве Кыргызстана оставляют поле для маневра исламистам разных мастей. Они охотно минируют поля, где это только возможно. Новый глава государства Соронбай Жээнбеков, развернув активную борьбу с коррупцией, чистку государственного и административного аппарата, добился значимых результатов, сконцентрировавшись на преодолении пороков старой системы. Решительно выживается из системы бесхозяйственность. Сделаны конструктивные шаги на пути преодоления приграничных конфликтов с Казахстаном и Узбекистаном.
Однако характерная для жизни страны проблема по-прежнему отстаивает место в периферии внимания руководства. Речь о вакууме, который зафиксирован в деятельности религиозных институтов. Кыргызстан на сегодня единственная страна Центральной Азии, где официально функционирует религиозная организация «Таблиги джамаат» (ТД). Она вот уже несколько лет приравнена к экстремистским структурам в странах региона и не только. Многие ее адепты отбывают наказания за совершенные преступления, продолжаются громкие судебные разбирательства членов ТД за экстремистскую и сепаратистскую деятельность, другие обвиняются в причастности к террористической деятельности.
Таблиги охотно едут воевать в Сирию и Ирак в рядах так называемого «Исламского государства» и других террористических ячеек. Согласно полученным из силовых структур Кыргызстана данным, численность боевиков-таблигов насчитывает несколько тысяч человек. И это настораживает. Странно, что таблиги поддерживаются Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК). Оно создает условия для отправки членов ТД на учебу в Пакистан, Бангладеш, государства зоны Персидского залива, где под понятием «обучение» идет активная подготовка боевиков джихадистского фронта.
Нельзя не заметить зашкаливающий уровень религиозного фанатизма, волна которого подминает под себя выходцев из социально уязвимых слоев, безработных, малообразованных и малоимущих людей молодого возраста. В орбиту деструктивной идеологии в последнее время попадают также люди с приличными доходами и неплохим образованием. Прилив свежих сил увеличивает риск дестабилизации положения не только в стране, но и в регионе. Религиозный фанатизм охотно кооперируется с маргиналами из сферы политики и администрирования с далеко идущими целями. В последнее время отдельные активисты таблигов все громче заявляют о планах наведения порядка в мусульманских странах постсоветского пространства во «имя торжества социальной и нравственной справедливости». О том, чтобы знать, что под этим подразумевается, достаточно обратить внимание на суть и характер «перемен» в жизни Сирии и Ирака.
Проповедники-таблиги замечены также в российской глубинке с преимущественным мусульманским населением, других странах СНГ. Не случайно руководители национальных служб безопасности Узбекистана, Казахстана, Таджикистана все больше концентрируются на проблеме нейтрализации угроз, исходящих от религиозного экстремизма, авангардом которого в регионе выступает «Таблиги джамаат».
В геополитических и геоэкономических форматах, ныне действующих на постсоветском пространстве (СНГ, ЕАЭС и др.), процедуры свободного передвижения ресурсов и человеческого капитала активно подвергаются воздействию этой структуры с подрывной целью. Только за последний год суды Казахстана, Узбекистана и Таджикистана осудили свыше тысячи сторонников и проповедников «Таблиги джамаат». В 2017 году в Казахстане было предотвращено 11 терактов с участием боевиков ТД. В Узбекистане отмечена примерно такая же статистика.
В силу складывающихся тревожных обстоятельств участились встречи руководителей специальных служб региональных государств, которые регулярно обмениваются оперативной информацией, концентрируя внимание на усилении Бишкеком контроля над деятельностью религиозных организаций внутри страны. Призывы в адрес политического руководства Кыргызстана предельно ясны и актуальны. Соседи ждут не дождутся запрета со стороны Бишкека в отношении «Таблиги джамаат», свобода действий которой превратилась в серьезную угрозу для полнокровной межгосударственной интеграции. Бомба замедленного действия, с которой вынуждены считаться соседи Бишкека, сводит на нет возможности диверсификации региональной интеграции, лишая субъекты Центральной Азии перспективных преференций.
Пекин серьезно обдумывает окончательный маршрут железнодорожного коридора с Дальнего Востока через Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан в сторону Кавказа. Стоимость проекта очень высока, чтобы безоглядно рисковать. Многие, в том числе и Китай, ожидают от Бишкека решительных действий для обуздания религиозного терроризма. Превратив его в инструмент политики, отдельные влиятельные центры заплыли в океан манипуляций, чтобы откорректировать судьбоносные проекты в свою пользу. Львиная доля инвестиций и грузопотоков при благоприятном стечении обстоятельств придет в движение только после строительства «Одного пояса, одного пути». Это принесет огромные дивиденды странам-участницам трансконтинентального действия. Китай настроен построить не просто железнодорожные линии, а 8000-километровый магистральный транспортный коридор для различных видов транспорта, способный успешно конкурировать с существующими морскими и воздушными путями. Из двух вариантов маршрута тот, который охватывает территорию Кыргызстана, пока рассматривается в качестве опасного, хотя он же выгодный.
Все упирается в волю кыргызского политического руководства, которому давно пора развернуться лицом к проблемному состоянию Духовного управления мусульман страны. Оно заигралось с «Таблиги джамаат». С момента вступления в должность президента Кыргызстана Соронбая Жээнбекова в стране обозначилось движение к стабильности. Однако оно может стать более основательным и бесповоротным, не будь подрывного фактора от деятельности экстремистских групп, патронируемых ДУМК. Борьба с радикализмом для Бишкека обрела судьбоносный акцент, ибо мешает стране чувствовать себя уверенно и спокойно в многообещающей региональной системе координат.
Выход страны из режима отстраненности, который и так ее ослабил, заботит Астану, Ташкент, Душанбе и других соседей. Тому есть объяснение. Наличие островов неблагополучия в активно развивающемся регионе сохраняет возможности для заполнения пустот взрывоопасным содержанием, и проблема слабости правящей элиты перед вызовами радикалов перестает быть внутренней заботой.
Ввод в действие трансконтинентального железнодорожного коридора позитивно скажется на судьбе региона, и от этого перепадет прок Бишкеку, который немало настрадался в своей новейшей истории. Вот почему Бишкеку пора перейти от слов к действиям в жизненно важном деле страны.
А.АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать