• пятница, 29 Марта, 14:22
  • Baku Баку 14°C

Замирение перекочевало в Сочи

02 августа 2018 | 17:55
Замирение перекочевало в Сочи

ПОЗИЦИЯ
Десятая встреча по урегулированию сирийского конфликта в астанинском формате проходит не в ожидаемом месте - столице Казахстана, а в «третьей столице» России - Сочи.
Очевидно, северные соседи пытаются превратить «астанинский процесс», маховик которого был запущен в январе прошлого года, в площадку, где будут решаться геополитические, а попутно и гуманитарные вопросы. Хотя внимательный читатель помнит, что изначально этот формат был создан в первую очередь для обсуждения режима прекращения огня и установления мер доверия между оппозицией (читай, вооруженными группировками) и правительством Сирии.
О таком развитии событий можно было предполагать еще в мае, когда по итогам девятой встречи глав в Астане спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что в рамках «астанинского процесса» пора начинать решать гуманитарные и политические вопросы.
Смена площадки как панацея
То есть смена площадки нацелена на доминирование в переговорах как команды Башара Асада, так и самой Москвы, а частично и Тегерана. Правда, МИД РФ неоднократно выражал мнение, заключающееся в том, что их усилия не более чем «дружеское плечо» пробуксовывающим женевским переговорам, однако по ходу дела русские, похоже, решили переделать всю ходовую часть этой машины на свой лад.
В двухдневной встрече принимали участие представители трех стран - гарантов астанинского процесса на уровне заместителей министров иностранных дел (Россия, Иран и Турция), а также делегации правительства Сирии и сирийской оппозиции плюс наблюдатели от ООН и Иордании.
Приглашение было отправлено и американцам, однако они еще в мае отказались присутствовать на переговорах. Очевидно, США решили сосредоточиться на переговорах под эгидой ООН в Женеве. «Другие дипломатические каналы и площадки служат лишь фактором, отвлекающим от имплементации резолюции Совбеза ООН 2254»,- заявил представитель Госдепартамента, добавив, что они по-прежнему будут работать с Москвой и прочими сторонами для продвижения политического урегулирования в Сирии, но в качестве вспомогательного ресурса.
На днях Госдеп отверг и другое предложение России - совместную работу по возвращению сирийских беженцев домой. В ходе саммита в Хельсинки президент РФ Владимир Путин предложил своему американскому коллеге Дональду Трампу «организовать взаимодействие», чтобы помочь беженцам вернуться домой и заодно уменьшить «миграционное давление на страны ЕС». Российское Министерство обороны уже открыло в Сирии центр приема, распределения и размещения беженцев. Эту тему представителя Кремля внесли и в повестку сочинской встречи и даже пригласили на нее верховного комиссара ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, но на заокеанскую державу это не подействовало – ее руководство считает, что место встречи изменить нельзя и что нейтральная Швейцария идеальна в качестве площадки.
Не определились с принципами
Процессы, происходящие в Сочи, понятны - Россия для сохранения своих позиций хочет во главу локомотива поставить Башара Асада, и не суть важно, централизованной будет власть в Сирии, федеральной или лоскутной, с максимальными полномочиями у автономных образований. Но есть фактор арабского большинства, не признающего власть тирана. Не для того ведь представители оппозиции бежали из страны подальше от режима, чтобы к нему возвращаться.
«Если бы Россия была заинтересована в судьбе беженцев, то не содействовала бы их перемещению, поддерживая Асада», - заявил в Сочи представитель делегации Сирийской комиссии по переговорам (СКП), базирующейся в Эр-Рияде оппозиции Яхья аль-Ариди.
Также в Сочи приехал и спецпосланник Генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. В рамках консультаций сторон со спецпосланником велось обсуждение в Сочи формирования конституционного комитета. Своих кандидатов в комитет после полугода раздумий предложили и Дамаск, и оппозиция. Однако, по имеющимся данным, посланник еще не определился с принципами, на которых будет сформирован комитет. То есть таким образом, в распоряжении эмиссара ООН и стран - гарантов астанинского процесса уже есть списки представителей в комитет от правительства Асада, оппозиции и гражданского общества. В ближайшее время стороны займутся их изучением. На встрече в Женеве в сентябре эти списки могут быть одобрены. Новые консультации по данной теме условлено провести в начале сентября в Женеве.
Зоны деэскалации
Скорее всего одной из главных тем сочинской встречи будет ситуация в провинции Идлиб - последней из зон деэскалации, которую еще не вернул под свой контроль Дамаск. От того, как будет решен этот вопрос, зависит, сохранится ли союз между тремя гарантами астанинского процесса - Россией, Турцией и Ираном.
Пока армия Асада готовится к наступлению, Москва пытается найти компромисс между Дамаском и Тегераном, с одной стороны, и Анкарой - с другой.
Здесь стоит отметить, что создание зон стало единственным достижением «астанинской площадки». Все это позволило Асаду под предлогом борьбы с терроризмом в течение последних шести месяцев практически полностью вернуть под свой контроль Восточную Гуту, районы вокруг Хомса, сейчас завершается операция на юге Сирии.
В данный момент, кроме провинции Идлиб, вне контроля Асада остается примерно четверть территории страны на северо-востоке, где базируются поддерживаемые Вашингтоном Отряды народной самообороны (боевое крыло партии «Демократический союз» - сирийского ответвления террористической организации «Курдская рабочая партия»). Впрочем, на днях появилось сообщение, что делегация этого этноса проводит переговоры в Дамаске. Если встречи пройдут удачно, Башару Асаду действительно останется решить только судьбу Идлиба - последней из четырех зон деэсклалации, которую пока не удалось вернуть Дамаску. Бежать оттуда противникам власти некуда, к тому же эта зона находится под опекой Турции, и практически все группировки вооруженной оппозиции так или иначе связаны с ней.
Анкара неоднократно выражала недовольство военными операциями Дамаска при содействии России и Ирана в других зонах деэскалации, но так как не имеет там особого влияния, не вмешивалась в ситуацию. Другое дело - приграничные с Турцией территории Сирии. Как сообщил МИД братской страны, на днях ее президент Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора с российским коллегой Владимиром Путиным отметил: «Начало правительственного наступления на Идлиб положит конец договоренностям, достигнутым в Астане».
Так или иначе, десятая встреча по Сирии в астанинском формате завершилась утверждением гуманитарной повестки дальнейших переговоров. При этом в перспективе к решению этой задачи могут подключиться другие страны. Вопрос о беженцах станет одним из главных на саммите Россия - Турция - Франция - Германия в Стамбуле 7 сентября.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать