• четверг, 28 Марта, 23:57
  • Baku Баку 13°C

По следам одной телепередачи

12 сентября 2018 | 16:55
По следам одной телепередачи

МЫСЛИ В СЛУХ
Легенда национального искусства, выдающийся ханенде, обладатель ордена «Истиглал», народный артист Азербайджана Алибаба Мамедов, - неизменный руководитель строгого жюри на всех мугамных конкурсах и фестивалях. Его любовь к мугаму настолько сильна и бескомпромиссна, что от всех, даже начинающих, совсем юных ханенде он требует неукоснительного и точного соблюдения всех правил и мельчайших деталей исполнения этого древнего импровизационного искусства, опирающегося, однако, на четкие каноны и рамки.
Вспоминая, с чего начинался его путь в искусстве ханенде, Алибаба муаллим в одной из телепередач рассказывал: «У моей матери был очень хороший голос, и я часто слышал дома ее исполнение. Однако семейные заботы и менталитет в отношении женщины не позволили выйти ее таланту за пределы дома. В детские годы, услышав об успехах своего дяди Гюльахмеда Мамедова, я подумал: может быть, он поможет мне реализовать мечту? Однако повзрослев, я понял, что человек не должен пользоваться чужой славой, он должен подняться сам.
Помню, как часто гостями моего дяди были великие ханенде Джаббар Гарйагдыоглу, Зульфи Адыгезалов, Муталлим Муталлимов. Многое в их разговорах я не понимал, однако мог часами слушать их беседы. Но, повзрослев, я хотел стать нефтяником, и лишь случайность изменила мою судьбу, и я вернулся к своей детской мечте стать ханенде.
Когда мне было 19 лет, я проходил мимо Дома культуры «26 Бакинских комиссаров» и увидел объявление о конкурсе «Молодые таланты». Я был уверен в своем голосе и в своей силе, а газели Физули я знал наизусть. Было довольно трудно выступать перед жюри, которое возглавлял знаменитый Зульфи Адыгезалов. Однако я удачно выступил и меня взяли внештатным солистом филармонии, где в те годы блистали на сцене такие известные ханенде, как Хан Шушинский, Фатма Мехралиева, Шовкет Алекперова, Сара Гадимова, Абульфат Алиев, и не так просто было выступать на одной сцене с ними...»

После окончания телепередачи, в которой прозвучали лучшие теснифы и мугамы старейшины национального мугамного искусства, мне вспомнился вечер, который состоялся несколько лет назад в средней музыкальной школе им.Бюльбюля по случаю 80-летнего юбилея Алибаба Мамедова и 60-летия покойного ныне Агахана Абдуллаева, где мне посчастливилось присутствовать.
Проведение юбилеев и дней рождения известных деятелей культуры и науки по сути превращается не только в своеобразный творческий отчет перед народом. Награды государства при этом играют лишь промежуточную роль стимулятора и выражения всеобщего общественного одобрения. Необходимость и значение такого рода мероприятий и кампаний проявляется также в пропаганде и торжестве конкретного вида искусства или науки, а общенациональный характер и государственный уровень превращают такие события во всенародный праздник, когда каждый гражданин страны чествует своего любимца, вновь и вновь воздавая ему должные почести, уважение и заслуженную хвалу. Юбилеи наших ханенде сопровождаются интересными меджлисами ÜNS, на которых участники в который раз с невероятным удовольствием окунаются с головой в безбрежный океан божественной музыки и высокой поэзии, который заключен в азербайджанском мугаме, доказавшем всему миру свою небесную суть и уникальность. Отрадно, что молодежь тянется к нашим устадам, стараясь овладеть всеми секретами их мастерства и профессионализма. Нет никаких сомнений в том, что подобные мероприятия способствуют утолению неизбывной духовной жажды, которой томится каждый подлинно интеллигентный человек, дух которого способен вознестись на крыльях мугама и философии классических газелей в заоблачные выси.
За несколько недель до этого торжественный вечер в филармонии, посвященный юбилею Агахана Абдуллаева, вел непревзойденный мастер слова, тонкий знаток мугама и восточных газелей, исламовед и филолог академик Васим Мамедалиев, блестящее знание восточных языков и феноменальная память которого повергли всех в неописуемый восторг, который еще долго оставался в памяти и сердцах людей.
По этой же причине ведущим настоящего меджлиса по всеобщему желанию был избран достопочтенный академик В.Мамедалиев, который в начале своего приветствия подчеркнул, что легендарная школа им.Бюльбюля является первой ступенью высококачественного музыкального образования в нашей стране, своего рода духовной святыней, из стен которой вышла целая плеяда талантливейших пианистов, композиторов, скрипачей, дирижеров и музыковедов. Академик справедливо заметил, что искусство мугама, опирающееся на устную традицию, чрезвычайно сложно в преподавании, именно поэтому педагогическая деятельность в этой школе таких мастеров, как Алибаба Мамедов и Агахан Абдуллаев является большой удачей для учеников, для которых живое общение с носителями огромного импровизационного потенциала становится не только замечательной школой мугамата, но и жизненными университетами в нелегком мире искусства. Поздравляя юбиляров, В.Мамедалиев отметил неослабное внимание и заботу руководителей государства к деятелям мугамного искусства, к самому процессу возвращения к национальным духовным ценностям и истокам.
Благодаря поддержке первой леди, руководителя Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой, азербайджанский мугам, опирающийся на устную традицию и имеющий глубочайшие корни, получил международный статус и был включен в Список нематериального культурного наследия UNESCO. Академик отдал дань уважения классическим представителям мугамной традиции - от Сеида Шушинского к Алибаба Мамедову и Нариману Алиеву, учеником которого был Агахан Абдуллаев, а учеником последнего - знаменитый Алим Гасымов. Преподавательский стаж А.Мамедова, подчеркнул ведущий меджлиса, исчисляется половиной столетия при воистину неувядающей творческой деятельности в более чем 6о лет, а написанные им песни и вовсе давно и заслуженно получили статус народных. Искусство преданных служителей древнего мугама, коим является творчество Алибаба Мамедова и Агахана Абдуллаева, В.Мамедалиев назвал гордостью и предметом чести азербайджанского народа и национальной музыки.
Для каждого присутствовавшего на этом мероприятии человека участие в этом, я бы сказала, историческом меджлисе было и радостью, патриотическим и гражданским долгом, и везением, учитывая его уникальность. Мы, поклонники мугама, шли сюда, настроившись на проникновенную музыку и глубокую философию классических газелей, на высокодуховное общение с представителями искусства, знающими цену слову и традициям. Личность А.Мамедова, как бы широко его не знали все, тем не менее не познана до конца - настолько он безбрежен, глубок и играет огромную роль в мугамном искусстве. И какое счастье, что мы научились ценить выдающихся деятелей уже при их жизни!.. Поэт Джабир Новруз не зря так горячо говорил об этом… Это радует и вселяет оптимизм.
Выступавшие гости, среди которых были депутаты парламента, ректоры и преподаватели вузов, музыковеды и исполнители, являющиеся истинными знатоками и ценителями мугама, рассказывали о юбилярах и том вкладе, который они внесли в копилку многовекового мугамного искусства.
Привожу высказывания некоторых из них:
Азер Рзаев, композитор, профессор БМА, народный артист, поздравив юбиляров, начал издалека:
- В 1976 году председатель Союза композиторов СССР Т.Н.Хренников пригласил меня в Москву для дальнейшего командирования в Индию. Дело в том, что некоторые русские индиологи того времени считали, что индийские раги (народные песнопения) являются разновидностью наших мугамов. В течение двадцати дней в Индии я слушал эти раги, выступал с докладами об азербайджанском мугаме и вкладе У.Гаджибейли в мугамное искусство, преподнес индийцам пластинки с записями наших мугамов и отрывков из мугамных опер. Как человек, родившийся в семье мугаматистов, я могу долго говорить о мугаме, но там на примере дастгяхов я дал понять, что ничто в мире не может сравниться с нашими мугамами.
По возвращении в Москву я вновь выступил в Союзе, рассказав об особенностях азербайджанского мугама и доказав принципиальное отличие индийских раг от мугамов и отсутствие какой бы то ни было близости между ними. Аудитория была со мной полностью согласна, то есть все 72 индийские раги нельзя даже поставить рядом с одним только азербайджанским сегяхом. Тот же доклад был сделан и в Баку, в филармонии, причем первый, кто поддержал меня тогда, был Алибаба Мамедов.
Наши мугаматисты служат мугаму даже после прекращения концертной деятельности, ведь один и тот же мугам, спетый дважды одним и тем же ханенде, будет отличаться многими характеристиками. Несмотря на болезнь, я не мог отказать себе в удовольствии участвовать в меджлисе столь почитаемых мною людей. Без малого шестьдесят лет занимаясь преподавательской деятельностью, отмечу, что я сам окончил школу им.Бюльбюля и поэтому эти стены очень родные для меня. Я горжусь своими учениками, горжусь тем, что я азербайджанец и что связал свою жизнь с мугамом.
Назим Кязимов, директор легендарного музыкального колледжа им.А.Зейналлы, считающий своим долгом всегда быть там, где звучит мугам, и где говорят о мугаме:
- Азербайджанский мугам невозможно представить без нашего колледжа. Ведь и С.Шушинский, и А.Бакиханов, и А.Герай, С.Рустамов и др. преподавали мугам именно здесь в то время, когда он не преподавался ни в какой другой музшколе. Наши выпускники тут же становились признанными ханенде - настолько высок был авторитет училища, ведь в нем преподавали подлинные корифеи мугамного искусства. Эта славная традиция продолжается по сей день. Не являются исключением и наши юбиляры, которые вошли в число лучших наших выпускников.
Зияд Самедзаде, председатель постоянной парламентской комиссии по экономике, академик, тонкий знаток мугамата, справедливо заметил, что юбилеи наших ханенде без преувеличения можно назвать праздником и торжеством азербайджанского мугама:
- С творчеством аксакала мугамата Алибаба Мамедова я знаком с самых малых лет. Все его теснифы я играл на таре, будучи аспирантом в Москве. Очень большая удача, что меджлис ведет такой тонкий знаток истории азербайджанского мугамного искусства, блестящий ученый-востоковед Васим Мамедалиев. Азербайджанский мугам продлевает нам жизнь, мугам обогащает и возвышает ее, наша задача и священный долг - сохранить это многовековое богатство для будущих поколений.
После задушевных, полных любви и пиетета к мастерам мугама выступлений и искренних признаний прозвучали замечательные теснифы и мугамы в исполнении молодых ханенде, а также песни, написанные живым корифеем отечественного мугамного искусства Устадом Алибаба Мамедовым.
Все участники меджлиса покидали стены легендарной школы одухотворенные и просветленные…
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать