• пятница, 29 Марта, 09:47
  • Baku Баку 5°C

Пашинянгейт на подходе

12 сентября 2018 | 19:59
Пашинянгейт на подходе

КОММЕНТАРИЙ
В те времена, когда Никол Пашинян еще только мечтал о власти, будучи одним из оппозиционных лидеров, он обвинял власти в использовании административного ресурса, давлении на следственные органы и суд, обличая как коррупцию, так и теневые методы ведения политики. Но придя к власти, он наступил на те же «грабли», против которых, вроде, вел столь непримиримую борьбу.
Об этом свидетельствует обнародованная скандальная запись телефонного разговора директора Службы национальной безопасности Армении (СНБ) Артура Ванецяна и начальника Специальной следственной службы (ССС) Сасуна Хачатряна, то есть силовиков Пашиняна, на которой они обсуждают уголовное преследование в отношении экс-президента Роберта Кочаряна, генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и укрывшегося в Москве экс-министра обороны Микаела Арутюняна. Кстати, инициированное самим Пашиняном.
Пока неизвестно, кто и каким образом «слил» разговор руководителей двух силовых ведомств в сеть.
Инструкция от премьера
Запись была загружена на YouTube еще 5 сентября, а вот опубликована на интернет-ресурсе газеты «168 жам» только после визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву. При этом для большего охвата аудитории звук препровождают английские субтитры. Отсюда некоторые армянские аналитики делают ошибочный вывод: это дело рук иностранных спецслужб. Во всяком случае, источник утечки пока неизвестен.
На записи слышно, как силовики обсуждают уголовное дело о событиях 1 марта 2008 года и, в частности, избрание меры пресечения для экс-президента Роберта Кочаряна и генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, которых следственные органы обвинили в «узурпации власти». Именно так был охарактеризован силовой разгон манифестации, на которую вышли недовольные результатами президентских выборов в 2008 году и за организацию которой в 2010 году в тюрьму сел нынешний премьер Никол Пашинян, теперь преследующий Роберта Кочаряна и Ко. Как показала запись, Кочарян был арестован по прямому указанию Пашиняна, а затем отпущен в связи с его неприкосновенностью как бывший глава государства. Что же касается Хачатурова, то его под арестом не держали вовсе, отпустив под залог под нажимом России, а затем даже позволили вернуться в Москву и продолжить работу.
На записи глава СНБ Ванецян, узнав о намерении арестовать генсека ОДКБ, просит изменить «меру пресечения на подписку о невыезде», обосновывая это тем, что Хачатуров является главой ОДКБ, и его арест испортит отношения с Россией. На что Сасун Хачатрян отвечает: «Обсуди это с премьером, друг. Ты видишь, что я уже объявил об аресте». Что же касается Кочаряна, то решение по нему было твердое, поскольку однозначно было велено арестовать экс-президента: «Меня не волнует, хочешь ты этого или нет, но ты должен вынести постановление о его аресте».
Спустя несколько часов запись прокомментировал Никол Пашинян, переведя стрелки с себя на… «мелких и крупных чиновников» старой власти. «Мы не поддадимся шантажу, «Дело 1 марта» должно быть раскрыто, убийцы должны предстать перед судом, награбленное должно быть возвращено», лютовал премьер. Разумеется, Пашинян и словом не обмолвился о данном силовикам поручении. Зато по его указанию главы СНБ и ССС уже дали совместную пресс-конференцию, на которой Ванецян сообщил, что запись была сделана во время его визита в Женеву, по дороге в аэропорт, добавив, что генпрокуратура уже возбудила дело о незаконной прослушке. Примечательно, что в ходе пресс-конференции глава СНБ назвал целью распространения аудиозаписи не дать силовикам завершить начатые дела по борьбе с коррупцией, благополучно обойдя разговор с судьей, которому уже дана «инструкция» во что бы ни стало посадить Кочаряна.
Политический саботаж или демонстрация силы?
Пашинян, которого больше интересовало, кто и зачем сделал эту запись, как всегда, все перевернул с ног на голову и заявил, что разговор начальника ССС Сасуна Хачатряна и главы СНБ Артура Ванецяна мог быть прослушан с целью политического саботажа. И хотя запись свидетельствует об обратном, и Артур Ванецян, и Сасун Хачатрян настаивают, что ни они, ни премьер Пашинян не вмешивались в работу судебной системы. Для пущей убедительности глава ССС Сасун Хачатрян также сделал ряд «важных заявлений» о расследовании уголовного дела по событиям 1 марта 2008 года. По его словам, «у следствия есть доказательства, что к разгону протестующих была привлечена личная охрана различных олигархов». А чтобы они не отличались от военнослужащих, с армейских складов им якобы была выдана военная форма. Не обошлось и без «сенсации». Оказывается, силовой разгон протестующих был результатом умышленной провокации, то есть военнослужащий внутренних войск Тигран Абгарян, ранение которого в марте 2008 года стало сигналом для силовиков, был застрелен вовсе не демонстрантами, а… спецназовцем, чтобы оправдать вмешательство армии.
Между тем армянский политолог Микаэл Золян связывает публикацию записи разговоров силовиков с приближающимися выборами в Совет старейшин Еревана, которые пройдут 23 сентября. При этом армянское экспертное сообщество не исключает того, что это работа иностранных спецслужб. Однако вполне возможно, что таким образом противники Пашиняна демонстрируют свои мускулы, поскольку, если они могут прослушивать начальника СНБ, стало быть, могут и всех остальных, в том числе и самого премьера, не имеющего на сегодняшний день даже парламентского большинства.
Мнение премьера как правовое мерило
Что же на самом деле обнажила эта запись? А то, что ратовать за свободу и транспарентность на митингах это не то же самое, что блюсти законность и справедливость в реальной жизни. Так, в ходе диалога двух армянских силовиков выяснилось, что правовым мерилом в Армении является мнение премьера. А как же декларированные Пашиняном в ходе «революции» непредвзятое ведение процесса, опросы свидетелей, презумпция невиновности?! Вместо этого мы видим, как Ванецян перезванивает Хачатряну и доводит до него мнение «хозяина». На что Пашинян, предопределив заранее следственные действия, решения суда, выносит свой вердикт - «закрыть!» При этом он разглагольствует о незаконности этих записей, видимо, полагая, что «закрывать» своих оппонентов по телефону законно. Вместо публичного покаяния Пашинян говорит о некоем «заговоре олигархов». И тут же следует другой приказ силовикам: в течение двух часов «найти заговорщиков» и «уложить их охрану в асфальт». При этом премьер подчеркивает, что в случае необходимости он будет готов вновь «надеть камуфляж и навести порядок на улицах», добавив, что берет на себя личную ответственность за все аресты. «Серж Саргсян и Роберт Кочарян! Вы бросили вызов народу. Посмотрите теперь, каким будет ответ народа», - угрожает он политическим противникам.
Надо сказать, что вся эта грязная история с прослушкой силовиков свидетельствует о том, что оппозиция в Армении переходит в наступление. А поскольку Пашинян не отличается особой прозорливостью и политической компетентностью, в силу чего слова у него опережают мысли, неумолимо приводя ко все новым и новым ошибкам, то у его оппонентов, видимо, накопилось немало припасенных на случай откровений.
А впереди - выборы в совет старейшин Еревана, которые в Армении называют генеральной репетицией внеочередных парламентских выборов в стране, поэтому, думается, мы еще станем свидетелями новых разоблачений, которые низвергнут новоиспеченного временного премьера временного правительства Армении с незаконно захваченного пьедестала.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать