• четверг, 18 Апреля, 17:52
  • Baku Баку 22°C

Расшифровка переговоров армянских чиновников бросает тень на Пашиняна – Российский политолог

14 сентября 2018 | 10:51
Расшифровка переговоров армянских чиновников бросает тень на Пашиняна – Российский политолог
Во вторник, 11 сентября, в армянских СМИ появились сообщения о публикации на YouTube записи телефонных разговоров, в которых директор Службы национальной безопасности (СНБ) Артур Ванецян и глава Специальной следственной службы (ССС) Сасун Хачатрян обсуждают уголовные дела, возбужденные в отношении экс-президента Роберта Кочаряна, бывшего министра обороны Микаела Арутюняна и генсека ОДКБ Юрия Хачатурова.
Внимание общественности привлекло то, что на записях между силовиками идет спор о судьбе бывшего главы Ереванского гарнизона Хачатурова, который обвиняется в силовом разгоне митинга оппозиции в 2008 году, в результате чего погибли 10 человек. «Будь очень внимателен с Хачатуровым, несмотря на то, что он [премьер-министр Армении Никол Пашинян] сказал закрыть [арестовать Хачатурова]. Русские в бешенстве», — сообщает на записи Артур Ванецян.
В связи с публикацией записей премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти после «бархатной» революции в мае этого года, объявил о начале поисков тех, кто прослушивал силовиков. «Официально заявляю, отныне беру на себя политическую ответственность за все аресты, которые будут иметь политическое и общественное значение», — сказал Пашинян, пообещав в случае необходимости вновь надеть камуфляж и лично навести порядок на улицах Еревана.
Эксперт по странам СНГ, политолог Аркадий Дубнов пояснил Sobesednik.ru, что публикация частных разговоров между высокопоставленными чиновниками Армении говорит о назревающем протесте против фигуры премьер-министра, чье положение может оказаться шатким перед ожидающимися выборами:
– Утечка разговоров армянских силовиков говорит о том, что у Пашиняна есть враги, которые не считают его власть на сто процентов легитимной. Дело тут в том, что четвертый месяц находящийся у власти Никол Пашинян, очень тонко играющий и использующий возмущение народа безграничной коррупцией прежней власти, сумел консолидировать протестные настроения и совершил такую вот бескровную «бархатную» революцию — первую на территории СНГ. Поэтому считается, что опора его власти — это площадь, которая и привела его в кабинет премьер-министра. Это мы и называем сейчас легитимностью Пашиняна, которая пока не подкреплена Конституцией, но она объективна и не подлежит сомнению. Чтобы ввести это в рамки Конституции и укрепить его в власть, необходимо провести выборы.
По словам политолога, основная опасность опубликованных переговоров Ванецяна и Хачатряна для премьер-министра страны состоит в том, что из них становится очевидна заинтересованность Пашиняна в аресте ранее находившихся у власти и повинных в кровавых событиях 2008 года Хачатурова и Кочаряна, несмотря на ранее провозглашенную самим Пашиняном независимость расследования против них:
– В постсоветской истории Армении было два кровавых столкновения общества с властью или оппозиции с властью: это расстрел значительной части руководства страны в парламенте в 1999 году и события 2008 года, когда на митинге тех, кто возмущался фальсификацией выборов, победа в которых была присуждена Сержу Саргсяну, погибли 10 человек. Один из организаторов митинга как раз и был Никол Пашинян, который отсидел тюремный срок и вышел по амнистии досрочно. При этом оппозиция всегда считала, что это было преступлением власти, поскольку она вывела для разгона людей армию, что запрещено Конституцией. Поскольку эта кровавая драма осталась в памяти армян как одно из высших проявлений несправедливости власти и ее преступлений, это и стало одним из лозунгов Пашиняна, с которым он пришел к власти. Поэтому для него делом чести было довести вот эти обвинения до реального судебного кейса, что он и начал делать, демонстрируя, что в Армении есть независимая судебная система.
Однако все шло по этому сценарию до дня, когда расшифровка записей между главой специально созданного для расследования этих преступлений органа [CCC] и главой Службы безопасности выявила, что арест Кочаряна и Хачатурова был осуществлен не без нажима самого премьер-министра. То есть эта судебная система оказалась не такой независимой, как утверждала нынешняя армянская власть. И это самое скандальное во этом происшествии.
Аркадий Дубнов также объяснил, что разговоры армянских силовиков говорят о том, что они прекрасно осознают, какую совершили ошибку, из-за неопытности и азарта допустив грубое давление на генсека международной Организации Договора о коллективной безопасности Юрия Хачатурова, что, в свою очередь, бросает тень на отношения Армении с Россией и другими партнерами по организации:
– Разговоры этих силовиков говорят о том, что они хорошо представляют себе последствия такого довольно грубого преследования Хачатурова, которое нанесет урон имиджу организации ОДКБ, а значит, и лидерам других стран, входящих в ее состав. Новая власть Армении, справедливо полагая, что она будет разбираться со всеми обвиняемыми в преступлениях по всей строгости, невзирая на все ранги и звания, не учла, что Хачатуров не просто бывший начальник Ереванского гарнизона и бывший замминистра обороны, а он высокопоставленный международный чиновник. Поэтому, чтобы совершить против него такого рода действия, должна была быть поставлена в известность ОДКБ, должен был быть направлен запрос. Но это выглядело — как сказали в Москве, и я это мнение разделяю — топорно и непрофессионально со стороны армянских силовиков и армянской власти. В Армении это признали. Этим и было вызвано выступление [главы МИД РФ Сергея] Лаврова, который раскритиковал действия армянских властей.
При этом в самой Армении подчеркивают, что все, что происходит внутри страны — это абсолютно внутреннее дело Армении, оно не имеет никакого геополитического подтекста, не угрожает отношениям ни с Россией, ни с ОДКБ, ни с другими партнерами, что правда. Но, так сказать, в азарте этих действий в силу определенной неопытности нового руководства произошла вот такая накладка, что бросило некую тень на отношения Армении с Россией и несколькими членами ОДКБ, — отмечает Дубнов.
banner

Советуем почитать