• четверг, 28 Марта, 17:15
  • Baku Баку 16°C

Когда распогодится?

17 сентября 2018 | 18:23
Когда распогодится?

МНЕНИЕ
Армения, расположенная среди горных массивов, частенько напоминает всем об экстремальном характере среды своего обитания. Но это не мешает армянам навязывать всем свое, не делая при этом ничего полезного для преодоления трудностей. Но не об этом пойдет речь.
Южный Кавказ сегодня меняется, охотно идет на многообещающие трансформации, что вполне укладывается в русло переживаний и усилий, направленных на достижение гармонии в региональных отношениях. Каких бы проблем и превратностей судьбы ни касались, человеческие переживания, взгляды армянских политиков всегда отличаются острым желанием привязать остальной мир своим планам и заботам.
Создается представление, что Ереван - это крыша мира, откуда сквозным порядком ясно просматриваются дальние горизонты, и людям, оценивающим их, не грозит обман зрения.
Аллегории аллегориями, а в реалиях армянский истеблишмент так и норовит давать оценки и заключения, не изменяя на своей манере высокомерия. Он твердо уверовал, что мир крутится вокруг Армении, а раз так, то запросы Еревана получают карт-бланш на беспрекословную реализацию.
Государства региона находятся в динамике, понимая, что в обозримом будущем вместе с ожидаемыми преференциями вполне могут появиться и новые вызовы. Чтобы предупредить возможные риски и неожиданные превратности, элиты охотно идут навстречу друг другу. Потребность в общих усилиях это то, что может предотвратить все неладное. Армения и в этом стоит особняком, полагая, что ничья, а только ее роль определяющая, и все будут вынуждены отталкиваться от армянской печки.
Никол Пашинян, несмотря на свой невесомый послужной, на глазах превращается в быстро стареющего политика, и этим он обязан собственной привязанности заострять внимание на малозначительном. Его нежелание замечать главное, шарахаться от того, что играет профилирующую роль, уже не только поражает, но и заставляет призадуматься - к чему он готовится?!
Глобальное восприятие роли своей страны в одном из трудных, если не сказать головоломных, регионов мира, вносит путаницу в расчеты самой армянской элиты, которая никак не разберется с логикой происходящих вокруг процессов. Влиятельные игроки выстраивают стратегические расчеты в надежде, как минимум, упрочить свои роли. Одна Армения, наблюдая за происходящим, возводит собственную роль к макровеличине, полагая, что ее влияние де-факто является чем-то вроде рычага Архимеда, который должен предопределить все и вся.
Непонятно, с какого бодуна в Ереване пришли к заключению, что влиятельные страны региона вынашивают идею реализовать свое влияние на Ереван?! В обычной практике страны оказывают влияние на дееспособных, от которых можно чего-то заполучить. Получается, что без участия Еревана никто ничего не добьется, потому Пашинян медлит с решениями.
То есть, фактор Еревана в регионе, вероятность потери влияния на него грозит супер силам не просто какими-то проходными издержками, а непростительными потерями перспективы.
Чтобы внушить всем, и, в первую очередь, армянскому обществу мысль о важнейшей роли Армении, как безальтернативного интегратора, истеблишмент тиражирует вариации о недюжинной способности Еревана в любой момент переформатировать региональный расклад под собственные расчеты.
Пока Баку в последние дни наращивал дипломатические усилия на внешних широтах, в Азербайджан наведывались высокие гости из ключевых стран для обсуждения далеко не досужих вопросов, армянский политический гений рылся в убогих расчетах виртуальных раскладов. В них, как ни странно, «трансформация Армении» выдается за категорию абсолют, которая должна разрулить, нет, не армянские, а российские, турецкие и иные проблемы. С высокого трона компетентности утверждается, будто Ереван предлагает своему сюзерену шанс, чтобы выбраться из регионального геополитического тупика. Такая постановка в воображении армянских стратегов, как видится, рикошетом бьет и по позициям Баку, который, как полагают в Армении, теряет военно-политическую инициативу, приговаривая себя остаться на все времена сырьевым придатком. Раз такое дело, стало быть, роль Армении и под еще одним углом зрения возрастает и превращается в супер эффективный фактор выработки новой региональной архитектуры.
Панорама, просматриваемая с крыши мира, дает армянским мыслителям шанс вывести знаменатель, согласно которого все кругом обложены тяжелым бременем, и только Ереван обрастает преференциями и заделом маневра.
Наводя тень на плетень, умные армянские головы выстраивают такую картину вещей, которая заслонила бы собой усиление роли Баку в международной конфигурации. Оно и понятно, почему дозорные с крыши мира упорно не замечают визит израильского министра обороны Авигдора Либермана в Азербайджан, обходят стороной внушительные военные маневры азербайджанской армии в полевых условиях, ни слова не говорят о ярком параде азербайджанских и турецких военных по случаю 100-летия освобождения Баку от дашнакско-большевистских мародеров.
Эти моменты из серии реалий, невыгодных для армянского восприятия. А если еще и их рассматривать в контексте множащихся шероховатостей российско-армянских отношений, провалов Еревана во французско-американском тракте, то все неопределенное становится понятным.
Все, на кого делал и все еще пытается сделать ставку Ереван, ждут только одного - вразумительных объяснений армянской элиты - чего она желает и как себе представляет дальнейшее позиционирование там, где проигрывает только неадекватный.
Туман в высокогорье дело не шуточное, приходит незаметно, но надолго. Иди и гадай, когда распогодится, особенно если ты ничем не можешь повлиять на обстановку.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать