• пятница, 29 Марта, 19:41
  • Baku Баку 14°C

Несбыточные иллюзии

18 сентября 2018 | 10:16
Несбыточные иллюзии

ТЕМА
После того как президент США Дональд Трамп подписал закон под названием «Противодействие врагам Америки посредством санкций», неуютно стало всем, кто подсел на «долларовую иглу». Потому китайцы особо не спешат вести торговые переговоры с американцами - обещают вроде сесть за один стол, но при этом прикидывают, во что им обойдется подписание соглашения.
Причем самый опасный пункт для них - торговля с Ираном, то есть если они продолжат покупать иранскую нефть, Белый дом может свернуть производство в Поднебесной продукции с заокеанским брендом, наложить запрет на закупку определенных видов товаров или как минимум обложить их драконовскими пошлинами. С другой стороны, политический режим Тегерана - это вам не Северная Корея и тем более не беднейшие африканские страны вроде Мадагаскара, там и ресурсов больше, и религиозно настроенное население сплоченнее.
Сакраментальный вопрос
В ожидании новой волны санкций в отношении иранской нефти, которая наступит 4 ноября, «колыбели» западной демократии и шиитской муллократии стали более активными на международном фронте - Вашингтон и Тегеран начали борьбу за рынок Индии и Китая. Именно от этих двух стран и России в придачу зависит, прогнется или выживет теократический режим.
Команда Роухани старается избежать серьезного падения экспорта энергоносителей, а команда Трампа пытается вынудить как можно больше стран отказаться от закупок нефти у наших южных соседей.
Быстрее всех развивается и прирастает населением Индия, являющаяся
традиционным потребителем углеводородов из Ормузского пролива. Только в январе-июне этого года страна закупала у Ирана в среднем 585 тыс. баррелей в сутки, то есть примерно седьмую часть всего импорта нефти, а в июле и вовсе довела объем до 768 тыс. баррелей, а это значит, что иранский стратегический товар импортировали все индийские государственные нефтеперерабатывающие заводы.
Причина проста - выгода налицо. То есть, чтобы удержать покупателя, Тегеран предложил индийским партнерам крайне выгодные условия: он полностью взял на себя транспортные издержки, увеличил период оплаты поставок, а это солидный козырь, который индусам до сих пор никто не дарил. Потому неудивительны недавние заявления руководителей индийских госкомпаний о том, что даже несмотря на американские угрозы объем закупок нефти у Тегерана может вырасти вдвое уже к марту следующего года. Оно и видно. Помнится, на той неделе в Нью-Дели летали главы Пентагона и Госдепа, однако переговоры на министерском уровне в формате «2+2» ничего не дали. Было подписано соглашение о связи, совместимости и безопасности, принято совместное заявление о намерении усилить «партнерские отношения в обороне и безопасности», однако о нефтяном импорте в документе не было ни слова.
Никто не спорит с тем, что шансы убедить Нью-Дели официально отказаться от закупок иранского сырья у Вашингтона есть, однако те самые льготы, в итоге удешевляющие углеводороды, - самый тяжелый довод не в пользу американцев, для которых, кстати, тоже актуален девиз «ничего личного, только бизнес».
Что касается Европы, особенно Франции, с ними изначально было все понятно - сокращение совокупного объема иранского экспорта является результатом превентивных действий западных компаний, которым потеря американского рынка смерти подобно. По данным Bloomberg, в августе снижение иранского экспорта углеводородов продолжилось: поставки Тегераном нефти за рубеж сократились до 2,1 млн баррелей в сутки, что является минимальным показателем с марта 2016 года.
Усидеть на двух стульях не получится
Судя по тому, как описал ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, европейцы до сих пор пытаются усидеть на двух стульях:
- С одной стороны, они боятся гнева Вашингтона, с другой - кроме французов никто из них пока не думает о бойкоте южан. Об этом свидетельствует то, что в августе поставки нефти из Ирана в Европу увеличились на 11% в сравнении с июлем - до 355 тыс. баррелей. Кроме того, Еврокомиссия еще в мае приняла первый пакет мер по защите компаний Евросоюза от санкций США. А в начале августа был запущен блокирующий регламент, который дает возможность всем европейским организациям в судебном порядке компенсировать ущерб от выполнения санкций со стороны лиц, по вине которых это произошло.
Впрочем, слова пока не совпадают с делами, и пример французского концерна Total с отказом от участия в освоении месторождения «Южный Парс» иллюстрирует это весьма наглядно.
Вашингтон никогда не скрывал, что его главная цель - полностью убрать с рынка иранскую нефть. Были попытки договориться с Саудовской Аравией об увеличении добычи и экспорта, чтобы сбалансировать рынок, даже пытались надавить на ОПЕК, чтобы картель не допускал стремительного роста нефтяных цен. Однако политическая нестабильность на фоне роста потребления стратегического товара – вещь опасная и чревата его неуклонным подорожанием.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать