• суббота, 27 Апреля, 02:36
  • Baku Баку 14°C

Пальцем в небо по-пашиняновски

27 сентября 2018 | 15:00
Пальцем в небо по-пашиняновски

ВЗГЛЯД
Под сильной политикой подразумевается то, что создает устои, на которые можно опереться. Коль так, то сильным политиком должен считаться тот, кто способен взять на себя это бремя и оправдать ожидания.
Армянская политическая жизнь последних двух с лишним десятилетий не балует рядового избирателя оптимистичными переменами. Большинство людей, оказавшихся на вершине власти, не только не создают порядка, а крушат остатки системы, на базе которой можно было бы выстроить более функциональную управленческую конфигурацию.
Больших надежд не оправдал и Никол Пашинян, превративший голос народа в конек. Его демократически рывок постепенно оборачивается крушением всех надежд простых людей, которые истосковались по нормальной безопасной жизни.
В задыхающейся Армении многие ждали, что появление премьер-министра на Генеральной ассамблее ООН принесет что-то обнадеживающее в плане выработки антикризисной концепции. Первое участие неопытного Пашиняна в столь представительном форуме имело для армянского лидера сверх важное значение. Он заимел возможность предстать перед мировой элитой в образе здравомыслящего человека, способного осуществить все обещанное.
Всем доподлинно известно, что корнем зла для армянской действительности является карабахская проблема, точнее ее подвешенное состояние. Ереван после завершения первой фазы войны не смог преобразовать свое тактическое преимущество в стратегический запал. Этому помешал Азербайджан, который после заключения временного перемирия переломил обстановку в свою пользу, став экономическим лидером региона.
Теперь Армения предстала перед сообществом в образе слабого звена, который отказывается освобождать оккупированные азербайджанские территории и этим еще круче вгоняет себя в экономическую стагнацию. Еревану не вырваться из мертвой хватки Азербайджана, который заблокировал действия неугомонного и бряцающего оружием соседа ради сохранения спокойствия в регионе. Однако незавершенность карабахского конфликта больнее бьет по самой Армении, которая еле выдерживает растущие социально-экономические нагрузки в условиях безденежья.
Впервые приехавший в Нью-Йорк в официальном качестве Пашинян, можно сказать, упустил исторический шанс, дав знать сообществу, что у его правительства нет готовности к миру, и этим он только питает вероятность новой военной эскалации в регионе. Армянский премьер не первый политик своей страны, которому отказывает чувство реальности. Будучи более молодым и демократичным, как-никак, Пашинян не воевал в Карабахе и его руки не замараны кровью азербайджанцев, мог и должен развернуть государственный корабль в мирный фарватер. Но его речь на Генассамблее показала, что он настроен продолжать порочный курс предшественников, то есть, линию, которая и загнала страну в пучину хаоса и неопределенности.
Так вот Пашинян не только никого не впечатлил, но и порядком удивил. Призывая Азербайджан к прямым переговорам с Ханкенди, он поневоле предстал в роли самодура, задавшегося целью оживить мертвую материю. Ведь Баку не без участия и с согласия Еревана раз и навсегда похоронил идею подключения сепаратистов Карабаха к переговорному процессу. То было сделано в начале 2000-х годов в формате переговоров между Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Они совместно закрыли вопрос, и все было сделано согласно здравому подходу. Ереван тогда с ведома азербайджанской стороны принял на себя миссию представлять на переговорах интересы армянского меньшинства. Теперь, когда Пашинян пытается реанимировать мертвый вопрос, он идет на откровенную провокацию, в корне которой содержится желание подорвать политический процесс.
В серых стараниях армянского премьера прослеживается нежелание, точнее даже страх. Премьер знает, что возобновление переговоров повлечет за собой отображение официальной позиции Армении по судьбе незавершенного конфликта.
На фоне постановки, которую обозначил официальный Баку, не раз заявляя, что территориальная целостность Азербайджана не предмет для переговоров, Ереван определенно ерзает, это и есть причина обструкции, в которую с головой ушел Пашинян. И когда он с трибуны Генассамблеи ООН выражает искреннюю признательность генсеку структуры за его безусловную поддержку усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ и при этом увиливает от переговоров, создается алогичная картина. Как можно благодарить политическую персону за миротворческую активность и одновременно подрывать его же инициативу?!
В своей речи армянский премьер все переставил с больной головы на здоровую, чем сам себя и запутал. Он обвинил Азербайджан в том, будто потерпевшая в войне сторона, а не агрессивная Армения игнорирует роль ООН и ОБСЕ в политическом процессе. Этим он опять сам себя загнал в ловушку, продемонстрировав свою склонность к блефу. Суть карабахской проблемы, равно как и возможные средства ее разблокировки, доподлинно известны и миротворцам и конфликтологам. Изощряться в поиске мотивов, чтобы уклониться от ответственности, это нынешний удел армянского премьера. Этим качеством он выставляет себя далеко не в выгодном свете, да еще и в ходе недели высокой политической моды в Нью-Йорке, где любая деталь актуальной политической повестки моментально подвергается тщательному анализу.
Чтобы запудрить мозги и сознание аудитории, армянский премьер еще и ударился в дешевую демагогию, заявив, что «Азербайджан желает заполучить карабахские территории без людей». Этим он фактически обвиняет Баку в преступлении, которого он не совершал. Но и здесь прослеживается тень провинциальной хитрости.
Пашиняну слабо признать, что Азербайджан не отказывается от армян Карабаха, которых поныне считает согражданами и готов восстановить все их права после возвращение азербайджанской юрисдикции на пока еще оккупируемые территории.
Чтобы отвлечь внимание международной политической элиты, сообщества от фактов этнических чисток, которым подверглись территории Республики Армения, некогда населенные этническими азербайджанцами, замазать такой ужасный грехи, как Ходжалинский геноцид, Пашинян топорно маневрирует на престижном вербальном поле.
Возобновление политических переговоров, как воздух и вода, больше необходимо Армении, которая не только загибается под тяжестью своих многомерных неурядиц, но и испытывает жуткий страх в связи с надвигающейся силовой эскалацией. Тот, кто не желает возобновления войны, должен обременить себя действиями ради установления прочного мира. Ереван этой логике не следует, чем и приближает высокую вероятность новой силовой вспышки.
Азербайджан твердо заявил, что Карабах был и будет частью его территории, и эта постановка сохранит свою незыблемость. От этой позиции и должен отталкиваться Ереван. В противном случае его ждет участь аутсайдера, которому придется пожинать горечь больших потерь.
Ударяясь в словоблудие, Никол Пашинян настроен заручиться поддержкой сообщества ради так называемого упрочения мер доверия в зоне конфликта. Получается, что премьер-министр страны-агрессора с одной стороны хочет закрепиться на оккупированных азербайджанских землях, а с другой, позаботиться о предотвращении эскалации. Но этого по определению быть не может.
Выступив в Нью-Йорке, армянский премьер выстрелил холостыми пропагандистскими боезарядами, которые, разумеется, угодили в пустоту. Его аргументы и доводы не выдерживают критики, поскольку оторваны от реалий. Наконец, Пашинян, переливая из пустого в порожнее на Генассамблее ООН, порядком запамятовал, где и вокруг чего толковал. А ведь ему стоило принять во внимание, что, призывая к миру в Карабахе, он стал еще одним руководителем Армении, который игнорирует четыре резолюции высшего органа ООН - Совета Безопасности, требующие безоговорочную деоккупацию азербайджанских земель.
И еще, подвергая принцип нерушимости границ, он поневоле пошел против устава ООН, в котором все принципиальные моменты международной теории и практики черным по белому расписаны.
Вольная интерпретация мыслей армянского политика не могли и не нашли понимания и уж тем более одобрения в среде политической элиты, и разве стоило пересекать океан ради озвучки отживших истин?!

Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать