• четверг, 28 Марта, 18:54
  • Baku Баку 13°C

Электронный шпионаж

09 марта 2014 | 13:16
Электронный шпионаж

Сегодня миром движет любопытство - иначе не понять, зачем власть имущим столько информации друг о друге. Судите сами: только Сноуден поделился с остальным миром почти двумя миллионами сообщений, отчетов, переговоров и прочей информации. Разбирать столь крупные завалы придется годами.
Разумеется, и тут всех переплюнули спецслужбы США, редко упускающие возможность кого-то прослушать или сфотографировать. Для них не важно, где находится микрофон - в спальне ли союзника или под боком у недруга. Чтобы перечислить все аббревиатуры разведывательных ведомств одной только Америки, букваря не хватит, а вот эффективности в их деятельности нет никакой.
Вспомним недавний скандал с прослушиванием телефонных разговоров канцлера Германии госпожи А.Меркель. Количество полезной информации было равно нулю, зато немецкая сторона обиделась на своего союзника не на шутку. Несмотря на клятвенные заверения Барака Обамы о неосведомленности по поводу подобных действий своих подчиненных, фрау Ангела затаила-таки обиду и в вопросе санкций против России из-за ее крымской авантюры заняла прагматичную позицию, не согласившись на исключение нашего северного соседа из числа «великолепной восьмерки». Но не одна А.Меркель стала мишенью, вполне вероятно, что американцы круглосуточно прослушивали и премьер-министра союзной Турции, оказавшегося не таким сговорчивым, как его предшественники. Слив информации, монтаж фонограмм, а также передача информации или специально измененных записей в руки политических противников, неугодных янки политиков - давняя и практически постоянно срабатывающая практика.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и в иракской кампании был против кровожадных планов Пентагона, и в вопросе смены неугодного Белому дому режиму исламиста Мурси в Египте говорил не в унисон с союзником. Но, возможно, простили бы ему все грехи, не будь он так строг в отношениях с Израилем.
Союз Израиля, США и Турции позволял держать под контролем весь Ближний Восток, однако вконец испортив отношения с Тель-Авивом, Эрдоган даже после личного вмешательства президента Обамы не пытался нормализовать отношения с правительством Нетаньяху. Возможно, именно это стало спусковым курком для не сходящего с политической сцены Турции дела о коррупции в правительстве и среди крупных государственных чиновников. Коррупционный скандал стал достоянием общественности лишь после обнародования записей телефонных разговоров, якобы имевших место между тремя министрами и их сыновьями. Расследование, начавшееся с 17 декабря, велось полицией Стамбула и Анкары под контролем Высшего совета судей и прокуроров Турции, в те дни подчинявшегося не исполнительной власти, а конкретно министерству юстиции. Оказалось, что слежка за высокопоставленными деятелями правительства Эрдогана началась аж два года тому назад, когда под бременем санкций ООН соседний Иран начал поиски подпольных путей сбыта нефти и нашел единомышленников в соседней Турции. Речь шла о миллиардах долларов комиссионных. Большие деньги - большие проблемы.
Если рассуждать здраво, Эрдоган стал неугоден Западу как политик, стремящийся к самостоятельным шагам. Разочаровавшись в политике ЕС по отношению к Турции, он решил возродить былое величие Турции как гегемона Восточного Средиземноморья и Кавказа и решил сделать это под знаменем ислама. Просчет Эрдогана в том, что, владея штабом, он рассорился с «генералами» и те увели «пехоту», то есть избирателей. Вот почему момент изобличения Эрдогана и его министров совпал с началом кампании по выборам в местные органы власти, которые, как известно, являются индикатором популярности для отдельных политических сил.
Обращает внимание с какой последовательностью и знанием дела вскрываются «факты». Вначале были обвинены крупные государственные чиновники - глава государственных железных дорог, глава государственного финансового учреждения, затем, когда интерес общественности начал утихать, - выброс на авансцену дела сыновей министров, и как только они были выпущены в преддверии выборов - телефонные разговоры самого Эрдогана с его сыном Билалом, опять же якобы имевшие место и в день проведения обыска в квартирах правительственных чиновников, и в последующие дни.
Во главе антиэрдоганского движения стоят нурсисты - происламское просветительское движение, имеющее глубокие корни в Турции и в некоторых мусульманских странах. А глава движения, небезызвестный Фетхуллах Гюлен, еще в 2000 году был выслан из страны и с тех пор обосновался в США, под крылышком некоторых организаций, обожающих чужие секреты.
Не приходится сомневаться, что между неожиданной активностью турецкой фемиды и Ф.Гюленом существует прямая связь, но доказать это пока не в состоянии даже премьер- министр Турции. Хотя стоит обратить внимание на то, что компромат на Эрдогана всплыл сразу же после телефонного разговора между ним и президентом США Бараком Обамой, в котором американский президент в жесткой форме потребовал от премьер-министра Турции улучшить отношения с Израилем (источник - газета «Маарив», Израиль). По-видимому, Эрдоган не пришел в восторг от предложения своего американского коллеги, но альтернативы у него не было.
Эрдоган возложил ответственность за коррупционный скандал на движение «Хизмет», обвинив в том, что «они состряпали против него обвинение, чтобы пошатнуть доверие избирателей перед предстоящими муниципальными выборами».
Как только в связи с выборами в местные органы власти ВНС (Великое Национальное Собрание) до 30 марта приостановило свою работу, тут же президент Абдулла Гюль распорядился, чтобы государственные аудиторы оценили возможности Турции в борьбе с коррупцией, в том числе в строительном секторе, на фоне расследования о взяточничестве. Гюль поручил органам государственного финансового контроля изучить положения, регламентирующие прослушивание средств связи (источник - личный сайт турецкого президента). А его пресс-служба прокомментировала внезапную активность обычно «сонного» президента следующим образом: «Президент дал указание для оценки институциональной и нормативной правоспособности относительно прослушивания телефонных разговоров». Ясное дело, что теперь депутаты, даже если захотят, не смогут помешать формулировкам президентского документа.
В своем рвении быть полезным председателю ПСР (Партия справедливости и развития) Эрдогану, Абдулла Гюль также потребовал, чтобы аудиторы рассмотрели процесс, с помощью которого были выбраны судьи и прокуроры коррупционного дела, и оценили меры по охране государственной тайны.
Добавим, что в прошлом месяце усилиями парламентского большинства партии Эрдогана в ВНС Турции был принят закон, ужесточающий контроль над судебной властью. Довольно спорный закон, дающий исполнительной власти посредством министерства юстиции полный контроль над судебной властью.
Реджеп Тайип Эрдоган в политической борьбе со своими оппонентами по максимуму использует административные ресурсы должности премьер-министра. За короткий промежуток времени им из прокуроров в обыкновенные полицейские переведено до 90 первоклассных юристов, а полиция потеряла и того больше, около 300 человек опытных оперативных сотрудников в «городе контрастов» Стамбуле и Анкаре. Но и это еще не все. Заподозрив главу «Коч холдинга» в симпатиях к оппозиции в связи с не менее скандальным делом о парке Гези в Стамбуле, Эрдоган добился отмены результатов тендера, прошедшего задолго до протестов на площади. Между тем дело касалось строительства шести новых корветов для ВМФ Турции стоимостью в 2,5 миллиарда долларов.
Не остались в стороне от борьбы Эрдогана и его противники: не успел он отмыться от одного ушата грязи, как на следующее утро обывателю на завтрак предлагают не менее пробивную новость. К примеру, буквально накануне все турецкие СМИ, неподконтрольные Эрдогану, сделали достоянием гласности телефонный разговор премьер-министра с бывшим министром юстиции Садуллой Эргином. В разговоре Эрдоган поручает министру внимательно следить за ходом судебного разбирательства о выплате Доганом штрафа в размере 600 млн. долларов, чтобы бизнесмен не остался безнаказанным. Ранее Доган не поддерживал Эрдогана и критиковал его. Как видно, на каждый камень в свой огород Эрдоган отвечает залпом артиллерийской батареи. Разумеется, это неадекватный ответ, но премьеру на это наплевать.

Рауф МАМЕДОВ,
политический обозреватель
banner

Советуем почитать