• вторник, 23 Апреля, 21:10
  • Baku Баку 20°C

Патриарх археологии Кавказа

07 октября 2018 | 15:56
Патриарх археологии Кавказа

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Кавказский регион, находящийся на стыке европейских и ближневосточных цивилизаций, насыщен историческими памятниками, отражающими этапы большого пути. Археологические памятники Кавказа уже с XIX в. стали объектами научных исследований, и за прошедшие время немало ученых оставили свой яркий след в деле изучения истории.
Среди них достойное место занимает наш земляк - член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук профессор Рауф Магомедович Мунчаев, с именем которого связаны яркие археологические открытия и фундаментальные исследования по целому ряду актуальных проблем Кавказской и Переднеазиатской археологии. Недавно известному ученому исполнилось 90 лет.
Кавказ в эпоху бронзы
Рауф Мунчаев родился 23 сентября 1928 года в одном из прекрасных уголков нашей страны - Загатала, где прошли его детство и юность. Яркая природа края, гармоничная общественная среда полиэтнического по составу населения района, трудные годы Второй мировой войны оказали влияние на формирование характера будущего ученого.
После окончания школы Рауф Мунчаев поступил на исторический факультет Дагестанского педагогического института, затем учился в Москве, в аспирантуре Института истории материальной культуры Академии наук СССР, и с 1955 года по сей день он работает в Институте археологии Российской академии наук.
Кандидатская диссертация «Эпоха меди и бронзы в истории Дагестана (III-II тыс. до н.э.)» стала лейтмотивом будущих исканий ученого, посвятившего свою жизнь изучению археологических памятников IV-III тыс. до н.э. на территории Дагестана, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Ставрополя и других регионов Северного Кавказа. Исследования Мунчаева сегодня воспринимаются научными кругами как эталон, отражающий широкий спектр научных проблем, связанных с древней историей региона.
Результатом многолетних исследований стала и докторская диссертация Р.Мунчаева «Кавказ в эпоху энеолита и ранней бронзы», его фундаментальная монография «Кавказ на заре бронзового века» - книга, по сей день остающаяся единственным научным трудом, обобщившим результаты раскопок памятников неолита, энеолита (халколит) и ранней бронзы практически всего Кавказа. Именно на нее - ценнейший источник обширной и научно обоснованной информации - чаще всего ссылаются археологи-кавказоведы, занимающиеся исследованием археологических культур Кавказа VI-III тыс. до н.э.
Основное направление исследований Рауфа Мунчаева - изучение памятников Северного Кавказа IV-III тыс. до н.э., относящихся к майкопской культуре, и ее связь с археологическими культурами Ближнего Востока. Исследования памятников майкопской археологической культуры, начатые еще в XIX в., в 60-е годы XX в. обобщены на основе имевшейся на то время информации видных археологов-кавказоведов Александра Иессена и Евгения Крупнова. При этом майкопская культура, имеющая большое значение для археологии всего евразийского ареала, находящаяся в центре внимания многих, в том числе зарубежных, исследователей, сформировалась на основе раскопок и научных интерпретаций и обобщений и Рауфа Мунчаева, заняв достойное место в системе археологических культур Кавказа. Именно Мунчаевым научно аргументированы месопотамские корни этой уникальной археологической культуры. Хотя ученые тщательно исследовали научные аспекты майкопской культуры и установили ее изначальные связи с Месопотамией, вопрос о том, когда и какими путями ближневосточные погребальные и производственные традиции проникли на Северный Кавказ, долгое время не находил научного объяснения, оставаясь одной из нерешенных проблем Кавказской археологии.
В 80-е годы прошлого века известный азербайджанский археолог и близкий друг Р.Мунчаева, ныне покойный Идеал Нариманов начал исследование халколитического поселения Лейлатепе в Карабахе. В результате им была открыта новая - лейлатепинская археологическая культура, материалы которой, также как и майкопской, имели месопотамские традиции. Также за последние годы в Агстафинском, Габалинском, Агдамском, Джалилабадском и ряде других районов Азербайджана выявлено и археологически исследовано множество памятников лейлатепинской культуры. Этими исследованиями совершенно точно установлено, что в первой половине IV тыс. до н.э. из Северной Месопотамии и Восточной Анатолии в направлении Южного Кавказа, и особенно на территорию современного Азербайджана, имел место мощный миграционный поток, в результате которого здесь сформировалась известная сегодня в науке лейлатепинская новая археологическая культура.
Руководствуясь научными интересами
Впоследствии часть носителей лейлатепинской культуры переселилась на Северный Кавказ, где и дала толчок формированию майкопской культуры. Именно в связи с этим в своих научных исследованиях последнего десятилетия Рауф Мунчаев особое внимание уделяет проблемам лейлатепинской культуры как ключевого фактора в изучении культурных связей и традиций Кавказа с Ближневосточным регионом.
Общеизвестно, что территория Ближнего Востока, в том числе современные Ирак и Сирия, были центрами древнейших цивилизаций. В связи с этим древнейшие культуры Месопотамии всегда были в центре внимания многих исследователей стран Европы и США.
Начиная с XIX века ученые этих стран постоянно проводили археологические исследования на территории многих стран Ближнего Востока. Естественно, в этом древнем очаге культуры наряду с другими странами у СССР были свои научные интересы. Руководство первой советской научной экспедицией, начавшей археологические исследования на территории Ирака, было поручено видному ученому и талантливому организатору Рауфу Мунчаеву. Еще в 60-е годы он участвовал в полевых исследованиях международных археологических экспедиций в Афганистане, Болгарии, Индии, Монголии. Именно Мунчаев с 1969 по 2010 годы был бессменным руководителем первой советско-российской археологической экспедиции, проводившей полевые исследования в Месопотамии. Экспедиция до 1985 года работала в Ираке, а с 1988 по 2010 гг. - в Сирии, исследуя археологические памятники VIII-III тыс. до н.э. Следует отметить, что благодаря усилиям Мунчаева, как начальника экспедиции, в ее состав был включен и коллега из Азербайджана Идеал Нариманов.
Проведенные под руководством Мунчаева археологические исследования впоследствии сыграли важную роль в изучении вопросов распространения традиций ближневосточных цивилизаций на Кавказе и формированию культурно-экономических связей между Ближним Востоком и Кавказом в периоды неолита-бронзы. В исследованиях этих древних культурно-исторических процессов важное место занимают археологические памятники на территории Азербайджана, и связанные с этими памятниками научные проблемы нашли в трудах Р.Мунчаева всестороннее освещение.
Кроме того, значительное место в научном творчестве Р.Мунчаева занимают его многолетние исследования археологических памятников Сирии. Проведенные здесь под руководством ученого раскопки поселения IV-III тыс. до н.э. Телль Хазна I в полевые сезоны 1988-2010 гг. являются одними из самых ярких страниц российских археологических исследований. Изданный в 2004 и 2016 гг. на основе проведенных в Телль Хазне археологических исследований фундаментальный двухтомник «Телль Хазна I. Культово-административный центр IV-III тыс. до н.э. в Северо-Восточной Сирии» - незаменимый источник для изучения истории Северной Месопотамии в указанный период, в том числе и формировавшихся тогда связей Месопотамии и Кавказа.
В научном творчестве Мунчаева определенное место отведено и проблемам археологии Азербайджана. Разумеется, исследовать в полном объеме ряд археологических культур Ближнего Востока и Кавказа VI-III тыс. до н.э. в свете культурно-экономических взаимосвязей между ними без привлечения археологических памятников Азербайджана не представляется возможным.
С этой точки зрения в научных трудах ученого в целях решения многих поставленных вопросов широко привлекаются многие археологические памятники Азербайджана указанного периода с детальным анализом выявленных при их раскопках многочисленных артефактов. В изданном Мунчаевым фундаментальном труде «Кавказ на заре бронзового века», где обобщены результаты раскопок памятников Кавказа периодов неолита-бронзы, исследованных до 70-х годов прошлого века, значительное место уделено и археологическим памятникам Азербайджана, о которых видный ученый дает обширную информацию.
Высокий авторитет и личный пример
Этим памятникам и раньше были посвящены достаточно многочисленные публикации, но справедливости ради следует отметить, что в отличие от них в монографии Мунчаева упор сделан не на описание памятников и выявленных здесь остатков материальной культуры, а дана - и это намного важнее - глубокая научно обоснованная интерпретация выявленного археологического материала. Именно Рауф Мунчаев впервые широко интерпретировал азербайджанские памятники периодов неолита-бронзы в контексте их связей с археологическими культурами кавказского и ближневосточного регионов и определил их место в огромном историко-культурном ареале.
В целом в научных трудах Рауфа Мунчаева довольно часто наблюдается его интерес к памятникам Азербайджана - Нахчывана, Карабаха, Гянджи-Газаха, Муганской степи и Губа-Хачмазской зоны, относящимся к различным археологическим культурам периодов неолита-бронзы. Еще в советское время ученый в «Большой советской энциклопедии» опубликовал ряд статей, посвященных отдельным археологическим памятникам Азербайджана.
В те годы Рауф Мунчаев часто посещал Азербайджан с научными командировками, знакомился с результатами археологических раскопок и вместе со своими азербайджанскими коллегами публиковал совместные научные статьи. Привязанный к своей первой родине - Азербайджану, Рауф Мунчаев, несмотря на солидный возраст, часто и сейчас посещает страну, принимает участие в проводимых здесь международных научных форумах, выезжает на место раскопок.
Рауф Мунчаев внес солидный вклад в дело подготовки азербайджанских археологов. Еще в 50-е годы прошлого века, когда его земляки - Идеал Нариманов, Теймур Буниятов и Джаббар Халилов защищали в Москве кандидатские диссертации, он был оппонентом их работ, и впоследствии каждый из названных ученых внес неоценимый вклад в развитие археологической и этнографической науки нашей страны.
Помимо этого Рауф Мунчаев и сам был научным руководителем нескольких диссертантов из Азербайджана. К примеру, в 2016 году он был оппонентом докторской диссертации и автора этих строк, который получил от него ценные научные советы и рекомендации.
Наряду с плодотворной научной деятельностью Рауф Мунчаев зарекомендовал себя и как видный организатор науки, который на протяжении более 20 лет в системе Академии наук такой огромной и влиятельной страны, как СССР, занимал должность заместителя директора по научной работе Института археологии и исполняющего обязанности директора, а на протяжении десяти лет - директора. Рауф Мунчаев внес огромный вклад в развитие советской и российской археологической науки, расширение археологических исследований и подготовку научных кадров. Особо следует отметить деятельность Рауфа Мунчаева как директора Института археологии в тяжелые 90-е годы прошлого века в деле сохранения его научного потенциала. Немаловажную роль при этом сыграли высокий авторитет и личный пример выдающегося ученого.
Учитывая напряженную и плодотворную научную и организаторскую деятельность ученого с мировым именем, российское государство удостоило его ряда правительственных наград и почетных званий, некоторые из которых нам хотелось бы отметить. Рауф Мунчаев награжден орденами Дружбы, Почета, медалями, он - заслуженный деятель науки Дагестана и Ингушетии, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный академик Академии наук Чеченской Республики, лауреат Госпремии РФ в области науки и техники. Кроме того, Рауф Мунчаев является член-корреспондентом Германского археологического института и Итальянского института Африки и Востока.
Вне всякого сомнения, все эти награды и почетные звания являются признанием со стороны российской и мировой научной общественности того огромного вклада, который внес наш соотечественник в развитие археологической науки.
Наджаф МУСЕИБЛИ,
замдиректора по науке
Института археологии и этнографии НАНА,
доктор исторических наук

На фото: Рауф Мунчаев вместе с академиком Теймуром Буниятовым и Наджафом Мусеибли на месте памятника IV тысячелетия до н.э. Галайери в Габалинском районе. 2012 год
Проект осуществляется при содействии Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать