• пятница, 19 Апреля, 02:49
  • Baku Баку 18°C

Креативный Тегеран

13 октября 2018 | 09:55
Креативный Тегеран

В начале ноября вступят в силу вторичные американские санкции, на сей раз в отношении стран, ведущих бизнес с Ираном. Когда глава администрации Белого дома Дональд Трамп объявлял их, многим, в том числе странам Евросоюза, казалось, что это нереально, затем - что до этого еще дожить надо. Но теперь осталось меньше трех недель.
По мере того, как тикают часы, основные игроки мирового рынка делают выбор в пользу заокеанской державы, не желая терять свои торгово-экономические позиции, которые может занять кто-то другой - возможно, самый злостный конкурент.
Почему именно нефть
Очевидно, что эти санкции направлены против нефтяного экспорта Ирана - главного источника дохода этой страны. Кроме того, «черное золото» - это живые деньги, здесь и сейчас, которых надо лишить противника, чтобы потуже затянуть удавку на его шее. Однако наши южные соседи не так просты, как кажется американцам на первый взгляд, они не намерены легко сдаться на милость победителя и продолжают поиски альтернативных подходов, чтобы обеспечить население в 80 млн человек импортными лекарствами и другими жизненно важными товарами.
Тегеран надеется, что президент страны, которую они называют «великим сатаной», не справится с задачей перекрыть основной источник экономического развития. И сейчас его парламент и министерство энергетики в поисках альтернативных схем продажи нефти. И если эти пути будут найдены, Иран покажет, что может противостоять санкциям и будет готов к дальнейшим переговорам с Вашингтоном.
Одним из способов обхода санкций является возрождение института «посредников», которым разрешено покупать нефть на внутренней энергетической бирже и продавать на мировых рынках в качестве продукции частного сектора. Таким путем можно сохранить очень небольшой объем экспорта нефти, и готовность прибегнуть к этому способу - показатель того, в каком отчаянном положении находятся южане.
Что будет после 4 ноября?
При этом вполне ожидаемо, что нынешний этап карательных мер против этой страны окажется более ощутимым, чем первая волна экономических санкций, введенных после принятого в мае решения Дональда Трампа выйти из иранской ядерной сделки. После венского соглашения иерократическому режиму удалось вырваться из глубокой рецессии и снизить уровень инфляции, достигшей 40%, благодаря увеличению экспорта «черного золота» вдвое. Но вот вопрос: что будет после 4 ноября, когда заработают вторичные санкции?
В Тегеране надеются, что учреждение Великобританией, Францией и Германией финансового института, единственной целью которого будет налаживание финансовых операций с Ираном в обход обычных банковских каналов, позволит сохранить экспорт нефти в Европу и Азию.
В поисках стимула
Как считает бывший директор департамента внешних связей Иранской государственной нефтяной компании Мохаммад Али Хатиби, который отвечал за продажу нефти во время предыдущих санкций в 2011 и 2012 годах (во времена президентства Махмуда Ахмединежата), поддержка европейских правительств создаст для компаний стимул помогать его стране в продаже нефти. «В частности, это касается тех компаний, у которых нет интересов в США, - это, как правило, малые и средние предприятия. В худшем случае мы будем продавать 1 млн баррелей в сутки», - утверждает он. При этом Хатиби уверен, что эра санкций окажется кратковременной.
Он также рассчитывает, что Ирану помогут посредники, начав торговать на аукционах небольшими партиями - примерно по 50 тыс. баррелей. Но сколько должно быть таких посредников? «Мы будем использовать собственную систему страхования и собственные танкеры на свой страх и риск, чтобы поставлять нефть нашим клиентам. Мы использовали тот же механизм при предыдущих санкциях, которые были еще более тяжелыми, когда Европа, ООН и США действовали заодно против Ирана. Теперь Вашингтон один, а потому с нынешними запретами будет легче справиться», - уверен Хатиби.
Однако эксперты считают этот прогноз чересчур оптимистичным, поскольку одна только угроза санкций США уже оттолкнула иностранные нефтяные компании, такие как Total, от ведения бизнеса с одной из крупнейших стран Передней Азии. Иранские аналитики и западные дипломаты в Тегеране предполагают, что объем иранского экспорта теперь будет не многим более 1 млн баррелей в день, тогда как в пик экспорта, достигнутый в начале года, составлял 2,8 млн баррелей в день.
Иран гарантирует ПМЖ
В Иране считают, что несмотря на оказываемое США давление, Саудовская Аравия не сможет полностью компенсировать снижение поставок нефти из Ирана. Министр нефти Ирана Бижан Зангане отмечает, что рост цен на нефть выше $85 за баррель говорит о том, что трейдеры на рынке нефти предвидят кризис предложения.
Иран в значительной степени возлагает свои надежды на Китай - своего главного клиента, который находится в состоянии торговой войны с США и до сих пор продолжает импортировать иранскую нефть, хотя и меньшими объемами. При этом аналитики полагают, что той же политики будет придерживаться и Индия - второй по величине импортер Ирана, желая угодить и американцам, и персам: сократит покупки, но не прекратит их полностью. И вот незадача для южан: главный покупатель их стратегического товара - Южная Корея с сентября уже приостановила импорт полностью.
Впрочем, Иран не возлагает надежду исключительно на продажу нефти. Высший совет по экономической координации Ирана решил на прошлой неделе выдать разрешение на жительство иностранным гражданам, которые вложили $250 тыс. и более в местную экономику. Только сомнительно, что выстроится очередь желающих получить вид на жительство в этой благословенной Богом шиитской стране...
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать