• суббота, 20 Апреля, 12:42
  • Baku Баку 23°C

Тайная вечеря

15 октября 2018 | 16:51
Тайная вечеря

На фоне революционного буйства Пашиняна, вызывающего неприятие в российских политических кругах, деликатность и мягкая вкрадчивость президента Армении, выполняющего, скорее, функцию церемониймейстера, нежели госуправленца, на сегодняшний день более востребована со стороны российского истеблишмента.
Об этом свидетельствует и тот факт, что Армен Саркисян тайно побывал в Москве в начале прошедшей недели.
В Москву Саркисяна занесло после посещения Нью-Йорка, где он побеседовал с госсекретарем Помпео и его предшественником в 70-х годах прошлого века Генри Киссинджером, и Парижа, где принял участие в похоронах Шарля Азнавура. В Москве с ним встречались глава МИД Сергей Лавров и его заместитель Григорий Карасин. Предположительно, обсуждались российско-армянские отношения, ситуация в республике накануне парламентских выборов и казус с генсеком ОДКБ Юрием Хачатуровым.
И хотя в беседе с журналистами Саркисян охарактеризовал встречу как «приятный ужин», по всему было видно, что армянский президент остался недоволен проведенными переговорами. Да и присутствие Карасина на встрече, привыкшего называть вещи своими именами, изначально ничего хорошего Саркисяну не сулило.
У официальной Москвы деятельность правительства Армении по-прежнему вызывает большой вопрос. Тут дело даже не в том, что сохраняется неприятный осадок от ареста генсека ОДКБ Хачатурова, которого привлекли по явно надуманному предлогу. По надуманному потому, что в 2008 году в разгоне манифестаций, который привел к трагической гибели нескольких человек, были задействованы внутренние войска, полиция, но никак не армия, а Хачатуров тогда командовал как раз военным гарнизоном. Во-вторых, из обнародованной записи с прослушкой стало ясно, что Пашинян сознательно обманывал Владимира Путина, когда клятвенно заверял последнего, что не имел к этому аресту никакого отношения. А маленькая ложь, как известно, порождает большое недоверие, ибо обманувший раз, непременно обманет и второй раз. А поскольку горький осадок, который остался у Путина, еще не скоро пройдет, то Пашинян, видимо, санкционировал Саркисяна на эту встречу, с тем чтобы Москва не мешала ему в его революционном запале перекроить власть под себя.
Хотя Саркисян и является прозападным политиком, однако он не проводит и радикально антироссийского курса. Армянские эксперты полагают, что Саркисян в ходе неформального визита пытался сгладить образовавшиеся противоречия, участниками которых являются старая и новая власти Армении и Кремль.
Не исключено, что в преддверии внеочередных парламентских выборов Саркисян пытался согласовать какие-то условия. Например, сообщить, что «вся политическая элита заинтересована, чтобы Россия в эти выборы не вмешивалась». Правда, Москва и так не вмешивается, несмотря на то, что Пашинян постоянно ее провоцирует, делая реверансы в сторону Запада, заявляя об участии страны в западных форматах, например, в форуме «Восточного партнерства». А еще в Армении начались проверки филиалов РЖД и «Газпрома». Остановлены многие бизнес-проекты живущей в России армянской диаспоры, что тоже снижает градус в отношениях с Москвой.
Однако Пашинян никогда не будет открыто противостоять России - масштабы у него не те. Поэтому он и дальше будет лавировать между Москвой и Западом.
Армянские аналитики считают, что главной целью неформального визита было разъяснение российской стороне сути последних политических событий в Армении, где продолжается противостояние между новой властью и ее оппонентами. Ну и, разумеется, зондировалась почва относительно снижения тарифов на газ. Впереди холодная зима, и если Пашинян добьется от Москвы снижения цены за газ, то это снимет некоторую напряженность в стране. Вот и получается, что в данном конкретном случае Пашинян доверил Саркисяну проведение имеющих первостепенное значение для него важных переговоров, хотя они и носили неформальный характер.
А то, что Саркисян выглядел удрученным и неохотно, как бы автоматически реагировал на журналистов, засыпавших его вопросами после встречи с Лавровым и Карасиным, свидетельствует о том, что они не договорились. При этом, возлагая на Саркисяна боьшие надежды, Никол Пашинян не хотел бы, чтобы последнему доставались лавры успешного переговорщика. Поскольку, хотя Пашинян и высказывался за отказ от «суперпремьерской системы», он считает необходимым усиление полномочий парламента, а не президента, у которого, как и прежде, останутся лишь церемониальные функции, ибо, по мнению Пашиняна, в Армении должен быть только один руководитель - он.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать