• суббота, 20 Апреля, 03:49
  • Baku Баку 15°C

Партнеры России с тревогой ожидают итогов крымского кризиса - эксперт

13 марта 2014 | 17:33
Партнеры России с тревогой ожидают итогов крымского кризиса - эксперт

Интервью АМИ «Новости-Азербайджан» с политическим аналитиком Института ЕврАзЭс Наданой Фридрихсон
- Ваши выводы по поводу прошедшей на днях в Москве конференции по каспийской проблематике?

- В последнее время внимание экспертного сообщества всецело было приковано к событиям на Украине, и некоторые процессы, происходящие в регионе, стали отходить на второй план. В этой связи Институт каспийского сотрудничества сделал верный шаг, проведя конференцию "Перспективы регионального развития прикаспийских регионов в контексте пятистороннего сотрудничества государств Каспия", в ходе которой российские эксперты, а также приглашенные эксперты из Азербайджана, Казахстана и Ирана обсудили весь спектр насущных вопросов, связанных с Каспием. И уже «по старой традиции» делегация из Туркменистана не посетила московское мероприятие.
Каспийский вопрос вбирает в себя сейчас насущные транспортные и экономические проблемы, по-прежнему актуальны политические акценты и геополитический контекст. Каспий привлекателен для разных внешнеполитических игроков, и прикапсийским государствам крайне важно прийти к консенсусу по ключевым вопросам – споры за месторождения, транспортная инфраструктура, совместные проекты.
Кроме того, возрастает роль Тегерана, и очень важно, что мероприятие посетила иранская сторона. США заинтересованы направить через территорию Турции часть нефтегазового потенциала Ирана на Грецию, а главное - стать основными бенефициарами в готовящемся проекте по прокладке трубопроводов до Индии, хотя это более дальняя перспектива.
Тем не менее, геополитическая ориентация Тегерана – один из основных вопросов для дипломатии России и Запада. И в этой связи на повестку выходит конкуренция между глобальными проектами – ТРАСЕКА и Север-Юг. Фактически, выбор одной из этих моделей может сформировать в регионе две разные экономические системы, одна из которых более выгодна Западу, вторая – России.
В этой связи актуален украинский фактор на ситуацию вокруг прикаспийских государств. Партнеры России с тревогой ожидают итогов крымского кризиса. Азербайджан, выступая за территориальную целостность Украины, видит в складывающейся ситуации отражение позиции России и по карабахскому вопросу. Конечно, Москва и Баку нацелены развивать прагматичное сотрудничество, тем не менее, с учетом того, что в регионе формируются конкурирующие друг с другом экономические системы, России крайне важно сейчас выработать прагматичную политику в отношении работы и с Азербайджаном, и с Казахстаном, который, несмотря на свою роль для Таможенного Союза и в перспективе для Евразийского, судя по всему, с напряжением следит за развитием ситуации.
- Можно ли провести параллель между событиями в Крыму и Карабахом? Как вы считаете, возможен ли тот же самый сценарий в решении Карабахского конфликта?
- Не думаю, что ставить знак равенства между крымскими событиями и карабахским вопросом – корректно. В свое время передача Крыма была единоличным решением Хрущева, в то время как в карабахском вопросе развивались сложные экономические и политические процессы. Если посмотреть на события конца 80-х годов, когда в Карабахе шли социальные волнения, то все это было тесно сопряжено с общей экономической ситуацией. Можно сказать, формировалась благодатная почва для перекройки реалий, и кто-то ею воспользовался.
В конце концов, трудно верится, что при тогдашнем контроле за обществом по всему Союзу в Кремле не знали о происходящих процессах, и, наверняка, понимали, что волнения до добра не доведут. Честно сказать, очень жаль, что Горбачев так и не признал своей вины в армяно-азербайджанском конфликте. Понятно, что уже ничего не изменить, сейчас другая геополитическая конфигурация, другие законы жанра, если можно так выразиться, но, тем не менее, лично мне хотелось бы услышать его извинения.
Что касается Крыма – очень непростая ситуация, и, действительно, может в конечном счете сложиться неудачный прецедент. Насколько я знаю, в Баку уже скептически смотрят на роль России как посредника.
- Можно ли ожидать, что волнения на Украине, а затем и в Турции перейдут в регион Южного Кавказа или Центральной Азии, с учетом иранского фактора на регионе?
- Возникший на Украине кризис, на мой взгляд, не будет локальным. По всей видимости, обострение будет системным и будет формироваться «геополитическая дуга нестабильности».
Румыния уже активизировала свое внимание к ситуации вокруг Молдовы и Приднестровья, Джеймс Уорлик отмечает в Твиттере, что нагорно-карабахский конфликт также не дремлет, кроме того, в 2014 году осуществляется вывод основного военного контингента НАТО, что, по мнению ряда экспертов, может означать усиления нестабильности в ряде регионов. Мнения разнятся, одни полагают, что в перспективе эта сила будет оказывать давление на Иран, но также важна ситуация и в Центральной Азии. С учетом сложной социально-экономической ситуации, в первую очередь, внимание привлекают Киргизия и Таджикистан.
Эксперты размышляют о потенциальном «экспорте Майдана» и в Армению, где в последнее время активизировалась партия «Процветающая Армения» и Роберт Кочарян. Тем не менее, на данном этапе Армения вряд ли станет следующей площадкой для разрастания «майдана».
banner

Советуем почитать