• суббота, 20 Апреля, 01:41
  • Baku Баку 15°C

По ложному следу

03 ноября 2018 | 10:28
По ложному следу

РАССЛЕДОВАНИЕ
Прокуратура Турции официально заявила, что журналист турецкого происхождения, обозреватель The Washington Post Джамал Кашикчи (на арабский лад - Хашогги) был задушен при входе в генеральное консульство Саудовской Аравии (он был ее подданным) в Стамбуле, а затем расчленен. В ведомстве отметили, что убийцы действовали по заранее намеченному плану.
В заявлении отмечено, что переговоры с саудовским прокурором «не привели к конкретным результатам»: он не ответил на заданные турецкой стороной вопросы о наличии плана, имени местного сообщника преступников и местонахождении тела журналиста.
Подробности последних дней, призванные прояснить запутанное дело Хашогги, проливают свет на произошедшее, но вряд ли расставляют все точки над i. Например, признан факт смерти саудовского журналиста, но отрицается «преднамеренное убийство».
Однозначно виновен
Дальнейший набор фактов, которые по капле проникают в мировые СМИ и при этом уже не опровергаются из Эр-Рияда, вполне могут удивить людей, которые не в теме. Например, что уже находясь в помещении консульства в Стамбуле незадолго до кончины, Джамал Хашогги общался по телефону с самим принцем Мухаммедом бен Салманом, фактическим правителем королевства. Тот якобы настойчиво призывал журналиста вернуться на родину. Тем самым проясняется, что в деле замешан сам правитель: не случайно в прибывшей накануне исчезновения Хашогги команде из 15 человек были и люди из ближайшего окружения принца.
Шаг за шагом саудиты прямо или косвенно (молчание - знак согласия) признают факты, которые выстраиваются именно в такую картину. Отклоняться в своих версиях от реальности им все сложнее, поскольку они вынуждены действовать под жестким давлением Турции, ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который всегда держит слово и называет вещи своими именами. Потому он и сейчас, опираясь на информацию собственных спецслужб, обещает раскрыть «голую правду». А ведь резонанс скандала таков, что в случае доказательного опровержения президентом братской страны предоставляемой Эр-Риядом информации по этому делу саудовцы могут окончательно лишиться и без того пошатнувшегося доверия лидеров стран Запада, и что хуже всего - мусульманского мира тоже. Впрочем, все к тому и идет, и теперь израильтяне, американцы и почему-то примкнувшие к ним датчане тщетно силятся спасти реноме оскандалившегося не в меру энергичного крон-принца.
У Эрдогана, заметим, свой немалый интерес в раскручивании или «разоблачении», как говорят в Анкаре, «дела Хашогги». Изначально заняв критическую позицию в отношении Эр-Рияда в этой трагической истории, турецкий президент явно рассчитывает разыграть оказавшуюся в его руках козырную карту в своей большой политике. Например, таким образом как-то минимизировать накопившиеся проблемы с Западом (подчеркнув близость ценностных позиций с Европой в том, что касается отношения к человеческой жизни, да и к международному праву). При этом попутно (в стремлении к правде и справедливости) подорвать имидж Саудовской Аравии, чтобы набрать очки в давнем соперничестве с королевством за влияние и даже лидерство в суннитской части ислама.
Рыльце в пушку
Заметьте, аравийцы никого пока не осудили, освободив от занимаемой должности двух офицеров за превышение полномочий. И их пока никто не осуждал, и дальше призывов выложить правду дело не заходило. А вот датчане арестовали гражданина Норвегии иранского происхождения (араб по национальности), который всего лишь фотографировал фасад дома лидера датского филиала махровой сепаратистской организации «Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза».
После этого глава МИД скандинавской страны Андерс Самуэльсен выступил с официальным заявлением, в котором обвинил власти Ирана (!) в подготовке покушения. Начнем с того, что презумпцию невиновности и право на фотографирование никто не отменял - в мире вон сколько папарацци, делающих на этом деньги. Кроме того, запросто могли простому смертному, не смыслящему в хитросплетениях спецслужб, заплатить и передать фотоаппарат в провокационных целях, чтобы начать антииранскую шумиху.
Кроме того, даже из названия упомянутой структуры видно, что от этого движения за версту отдает сепаратизмом, а потому оно признано таковым на территории Ирана, поскольку выступает за организацию независимого арабского государства в иранской провинции Хузестан. Судя по тому, что у данной организации есть в том числе и «датский филиал», речь идет о международной структуре, которая при этом, как и курдские аналоги, во многих странах Европы террористической и сепаратистской не считается.
Власти Дании при этом обвинили официальный Тегеран в том числе и в незаконных действиях иранских спецслужб на датской территории. По этому поводу Копенгаген отозвал из Ирана своего посла, а официальный Тегеран сделал заявление, в котором отрицаются все обвинения Дании.
Необоснованные обвинения
Впрочем, бытует мнение, что дело здесь не столько в южанах, сколько как раз в Саудовской Аравии, власти которой почему-то удушили своего подданного в Стамбуле, на официальной дипломатической территории.
Но ведь Эр-Рияд - не только региональный лидер, но и достаточно значимый игрок на глобальном уровне, с которым и у Европы, и у США заключены мультимиллиардные контракты. К тому же это столица государства, напрямую влияющего на котировки стоимости нефть, а через это и на мировую экономику в целом.
Именно потому многие западные государства по поводу убийства журналиста отделались заявлениями в духе «ну, это нехорошо, но у нас тут большой бизнес, к тому же саудиты извинились». Однако международная общественность и ряд европейских оппозиционных партий требовали санкций к арабам от своих правительств. К тому же настолько циничная реакция потрясла очень многих, и тема убийства журналиста и игнорирования этого факта огромным числом европейских государств продолжает горячо обсуждаться в сети на глобальном уровне.
Но вот удачно и «вовремя» появляется заявление Дании об Иране. Так нет ли в этой истории попытки переключить внимание общественности на другую тему? Особенно подозрительным данное «расследование» с покушением выглядит в контексте того, что Иран, во-первых, находится под жесткими санкциями Запада и США, а во-вторых, это государство уже давно является геополитическим противником Саудовской Аравии.
Более того, Тегеран почти лет 40 в США считается этаким «государством-изгоем», а потому его, что называется, «не жалко». К тому же муллократия тоже максимально резко отреагировала на убийство журналиста, отметив не только вину в преступлении арабских властей, но и лицемерие «западных стран».
В этом контексте обвинения со стороны Дании в адрес Ирана выглядят еще более неоднозначно. К тому же, что характерно, покушения не состоялось, был задержан некий анонимный гражданин, да и деятельность «Арабского движения борьбы за освобождение Ахваза» далека от миротворческой, а то и попросту законной.
Ну, и как всегда, в рамках последней политической моды МИД Дании не предоставил никаких доказательств подготовки покушения и того, что покушение было инициировано именно официальным Тегераном. Скандал, впрочем, все равно получился, и внимание общественности стало переключаться с Саудовской Аравии на Иран.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать