• пятница, 29 Марта, 19:07
  • Baku Баку 14°C

Скрытая «контра»

12 ноября 2018 | 15:03
Скрытая «контра»

ПОЗИЦИЯ
В минувшие выходные Республиканская партия Армении (РПА) в течение нескольких часов не только решала судьбу «главной оппозиции страны», но и выбирала последователя председателя РПА Сержа Саргсяна.
Второй вопрос, пожалуй, был даже более принципиальным, нежели просто вопрос участия в выборах. Дело тут даже не в том, что Серж Саргсян все еще не подал в отставку, поскольку он уйдет только тогда, когда будет уверен в том, что в партии его место займет «свой» человек, на которого он может положиться.
Таким человеком, как и ожидалось, оказался «правая рука» Саргсяна Виген Саркисян, который на протяжении долгих лет был главой аппарата президента и еще на парламентских выборах 2017 года возглавлял пропорциональный список партии. Именно его РПА выбрала своим первым вице-председателем, то есть фактически руководителем опальной партии, переживающей ныне не лучшие времена.
РПА - претендент на второе место?
Если верить пресс-секретарю РПА Эдуарду Шармазанову, то эта партия, организовав правильную работу, может стать самым большим претендентом на второе место, так как на сегодняшний день она – «единственная альтернативная оппозиция правительству Никола Пашиняна». Кстати, этот же тезис после заседания исполнительного органа партии рефреном повторил и Виген Саркисян, заявив, что «РПА на предстоящих выборах будет единственной представившей заявку оппозиционной партией».
В сложившихся реалиях подобные заявления низложенных республиканцев вызывают лишь недоумение, а то и ядовитую усмешку. Видимо, в РПА считают, что в лице Вигена Саркисяна они осуществили ребрендинг, и сейчас могут быть представлены обществу в качестве оппозиции. Однако они забывают, что обычно оппозиция пользуется среди народа если не определенной поддержкой, то хотя бы симпатией. Может ли РПА в сложившихся реалиях рассчитывать хотя бы на сочувствие. Однозначно нет. Откуда же такая уверенность в том, что за них кто-то проголосует, непонятно.
Надо сказать, что в Армении ни одна из представленных партий не может быть конструктивной оппозицией по определению. Потому что, как заявил Пашинян, альтернативой революции может быть только контрреволюция со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и РПА всего семь месяцев назад была вышвырнута вон с политической арены в анналы истории не для того, чтобы ей предоставили возможность реинкарнации. За это время РПА не единожды предпринимала попытку реставрации старой системы.
Так, после ареста Роберта Кочаряна именно РПА приступила к его активной поддержке, даже не исключив, что считает вероятным формирование нового полюса вокруг второго президента, именно РПА была главным вдохновителем парламентской смуты 2 октября и, наконец, эта партия в парламенте дважды провалила принятие обновленного Избирательного кодекса. А если приплюсовать к этому еще то обстоятельство, что РПА на площадках Евросовета и Евросоюза, а также в России вела последовательную борьбу против «бархатной революции» и лично Пашиняна, то вывод напрашивается сам по себе.
Бывшие вне игры
Вопреки утверждениям Шармазанова, бывший премьер-министр Армении Карен Карапетян не будет представлен в избирательном списке РПА на предстоящих парламентских выборах. Не примет участия в выборах и третий президент Армении Серж Саргсян, понимая всю бесперспективность такой затеи. Как заявил на встрече с журналистами после заседания Совета РПА экс-министр обороны Армении Виген Саркисян, предвыборный список партии будет опубликован 14 ноября. Причем возглавит его он сам.
При этом Саркисян уверен, что «РПА проходит новую, интересную стадию трансформации из партии власти в оппозиционную силу, это новый статус, и если трансформация пройдет нормально, это не может не дать результатов». Аргументирует свои выкладки Саркисян тем, что команда РПА довольно крепкая и стойкая, у партии есть идеология, повестка и четкая миссия по ряду направлений, поэтому им де «есть что делать в этом плане, даже если РПА не у власти». У РПА, мол, есть достаточный опыт и навыки для подготовки к выборам, с заявкой стать главной оппозиционной силой. «Мы будем просить поддержки народа не для того, чтобы оказаться у руля власти, а чтобы поставить свой опыт на службу обществу. Мы уверены, что это нужно для нашей страны и ее будущего», - сказал он, добавив, что главная цель - стать противовесом действующей власти, контролирующей силой. Только вряд ли Пашинян позволит РПА контролировать свои действия. Не для того он их свергал, чтобы позволить им вновь вернуться в политическое поле. Особенно памятуя о слушаниях в ЕС, организованных представителями РПА в европейских структурах и имеющих негативное для страны последствия.
РПА предлагает Пашиняну сделку
Итак, РПА сегодня возлагает надежды не на содействие общества, а прямым текстом предлагает Николу Пашиняну сделку, суть которой заключается в реабилитации тезиса о противостоянии «черных и белых». Так, Виген Саркисян в запале политической сознательности заявил, что «если Никол Пашинян искренен в своем стремлении построить новую Армению, то он, оставшись один в кабине, проголосует в пользу РПА».
Армянское экспертное сообщество по этому поводу считает, что если РПА становится альтернативой власти Пашиняна, то не только не происходит капитализации революции, но и по результатам выборов легитимируется возможность реванша контрреволюции, что порождает крайне большие риски с точки зрения развития Армении. И хотя сама заявка РПА на участие в парламентских выборах, может быть, в данный момент ничем и не угрожает власти Никола, но ставит под сомнение победу революции.
Однако Пашиняну вряд ли удастся создать власть и оппозицию, приверженных контексту «бархатной революции», поскольку это по определению невозможно. Прихлебателей будет хоть отбавляй, вот тут-то и кроется опасность не разглядеть из-за камуфлированных мыслей хорошо скрытую «контру».
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать