• пятница, 29 Марта, 14:09
  • Baku Баку 14°C

Трудный выбор

14 апреля 2015 | 13:30
Трудный выбор

СИТУАЦИЯ
Запланированные на 24 апреля мероприятия по случаю 100-летия надуманного «геноцида» армян так или иначе совпадают с торжествами, которые пройдут в Турции по случаю вековой годовщины битвы при Чанаккале. Учитывая, что Армения - форпост РФ на Южном Кавказе, а Турция - один из ключевых евроазиатских партнеров Москвы, в Кремле вынуждены балансировать между Анкарой и Ереваном и рассматривать возможность участия российского руководства сразу в двух мероприятиях.
Сообщения о том, что российский президент Владимир Путин может посетить Ереван во время мемориальных мероприятий по случаю 100-летия «геноцида» армян появились в печати во второй половине марта.
Вначале о возможности такого визита сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, а затем - председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Во время своего визита в Ереван, на встрече с депутатами армянского парламента заявивший, что «наверняка новый импульс развитию наших контактов придаст предстоящий визит Владимира Путина, который будет участвовать в мероприятиях, посвященных столетию «геноцида» (кавычки - Авт.) армянского народа».
Вызванный сразу после этого в Москву глава МИД Армении Эдвард Налбандян на встрече со своим российским куратором Сергеем Лавровым подтвердил, что в Ереване ждут российского лидера «для участия в мероприятиях по случаю 100-летия армянского «геноцида». При этом Налбандян напомнил, что всего через две недели после мероприятий в Ереване лидеры двух стран должны встретиться еще раз, на сей раз в Москве - на торжествах по случаю 70-летия Победы, ибо Серж Саргсян уже подтвердил свой приезд в российскую столицу 9 Мая (попробовал бы не подтвердить).
Тем не менее, когда более-менее прояснился вопрос о визите Путина в Армению, пресс-секретарь российского президента неожиданно призвал не торопить события. Подтвердив, что возможность визита «по-прежнему рассматривается», Песков многозначительно добавил, что об этом будет сделано соответствующее объявление.
Накануне пресс-секретарь главного обитателя Кремля внес новую интригу в вопрос об участии Москвы в мемориальных мероприятиях в Ереване, сообщив, что российская сторона будет также представлена «на высоком уровне» в торжествах по случаю столетия битвы при Чанаккале, которые пройдут в Турции также 24 апреля. Кто именно из российского руководства поедет в Ереван, Д.Песков, впрочем, не уточнил. По информации «Ъ», в Турцию поедет спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Для официального Еревана дата 24 апреля носит судьбоносный характер. Армения, несмотря на неоднократные призывы Анкары создать авторитетную комиссию историков и дать возможность им работать в архивах обоих стран, категорически отказывается от этого вполне разумного предложения. Вместо этого вассальное государство, используя возможности армянской диаспоры, проталкивает по всему миру закон о признании «геноцида» и более того закона о наказании в случае его отрицания.
Официальный Ереван категорически отвергает возможность исторического исследования на основе архивных документов, событий столетней давности на территории Турции, объясняя свои действия тем, что исследовать тут нечего, «геноцид» был. При этом армяне слезливо указывают мировому сообществу на нежелание Анкары признать, по их мнению, неоспоримый факт.
В таких условиях Ереван решил с помпой провести 100-летие мифического «геноцида» и использовать сие мероприятие как если и не юридическое признание сфальсифицированного «геноцида», то как моральное его признание со стороны государств, согласившихся посетить Ереван 24 апреля.
Для армянской стороны очень важное значение имеет уровень этих делегаций. К примеру, в Ереване называют среди предполагаемых гостей президента Франции Франсуа Олланда и вице-президента США Джозефа Байдена. Но для Армении архиважно именно участие президента России на мероприятиях 24 апреля.
Москва действительно попала в сложную ситуацию. Можно быть уверенным, что если Путин выберет один из маршрутов, то вторая сторона посчитает себя обделенной со всеми вытекающими из этого последствиями. Направить Нарышкина в Турцию, а самому поехать в Ереван, к чему подталкивают Путина проармянски настроенные эксперты в российских СМИ, грозит недовольствием Анкары, что крайне нежелательно для Кремля. Поступить иначе, значит еще более стимулировать антироссийские настроения в Армении, которые и без того накалены.
Москва понимает, что Ереван ненадежный союзник и Запад легко может перетянуть армян на свою сторону. Хотя потеря не так уж и велика, в нынешней ситуации Кремль не желает поступаться даже иждивенцем, придерживаясь принципа - Армения, конечно, содержанка, но она моя содержанка.
Так как же поступит Кремль? Самый примитивный, но и самый вероятный сценарий, - Путин приезжает вечером 23 апреля в Армению, а утром 24 апреля едет в Турцию, чтобы принять участие в празднествах по случаю годовщины победы при Галлиполи.
Однако визит в Армению нужно обставить так, чтобы он стал не признанием вины Турции за «геноцид» армян и лишение их «исторической родины», а подтверждением имперских прав России на этот регион.
Для этого Путин, как и в 2013 году, может прилететь не в Ереван, а, скажем, в Гюмри. Есть сведения, что гюмрийский аэропорт уже готов к приезду высокого гостя и предстоят мероприятия, суть которых будет сводиться к тому, что Россия на этой земле была, есть и будет.
Скажем, к приезду Путина могут провести некие мероприятия на 102-й российской военной базе и на Холме чести. В 2014 году, например, здесь состоялось мероприятие, приуроченное к 210-летию российского военного присутствия в Гюмри. И это при том, что договор о создании базы был заключен только в 1995 году. То есть Россия указывает на историческое право военного присутствия в регионе.
Так что Путин может приехать в Гюмри и заявить, что Россия вот уже два века присутствует на этих землях, защищает их, а главное - будет защищать, потому что на этой земле пролилась кровь сотен российских солдат. Эту землю Россия не отдаст, в том числе армянам. После таких заявлений Путин может уже не посещать Цицернакаберд и сразу полететь в Турцию.
Но есть еще один вариант: Путин остается в Кремле, а в каждую страну отправляются представительные делегации, возглавляемые председателем Госдумы и премьер-министром. При сложившейся ситуации этот вариант, думается, наиболее оптимален.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать