• четверг, 28 Марта, 21:32
  • Baku Баку 13°C

Война исключена

17 ноября 2018 | 10:35
Война исключена

КОММЕНТАРИЙ
О том, насколько санкции могут быть эффективными, можно уяснить на примере контракта на поставку Ирану 40 российских ближнемагистральных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100, подписанного в апреле этого года. Контракт мог быть подписан и раньше.
На протяжении трех лет иранские авиакомпании передавали просьбы компании-производителю SSJ-100 с целью приобретения самолетов. Однако проблема заключается в том, что поставки эти могут начаться лишь после урегулирования вопросов с американским поставщиком ряда комплектующих.
Иранской стороне придется ждать, пока этот вопрос будет решен, но фокус в том, что Россия сама находится под санкциями. А потому утверждение, что успешные итоги политики санкций можно пересчитать по пальцам, - явная демагогия, потому как «санкционный» развал СССР происходил на наших глазах.
Зажать и зафиксировать
Кроме того, в большинстве случаев декларируемые и реальные цели санкций по своей масштабности и по прочим показателям не всегда совпадают. Так уж повелось, что бывалые политики в большинстве случаев требуют от оппонента во много раз больше, чтобы достичь гораздо меньшего, зато реального результата. Это примерно как в дзюдо: опытный спортсмен угрожает иппоном сходу, потом заваливает соперника и фиксирует его в лежачем положении на татами, так что конечный результат обходится ему гораздо меньшей потерей энергии при больших временных затратах.
Так и в случае с Ираном - санкции в отношении муллократии, а тем более системы власти, скорее всего, окажутся неэффективными, поскольку такова их суть: они наносят удар по незащищенным группам населения и редко вынуждают политическое руководство страны изменить свое поведение. Это особенно актуально, когда речь идет о недемократических государствах, таких как Иран, в котором электорат (население с избирательным правом) не имеет реального контроля над действиями своего правительства. Так что ожидания обывателей, что Вашингтон может заставить клерикальный режим согласиться на условия США путем восстановления против Ирана всех санкций, которые были приостановлены после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий в 2015 году, из которого США вышли в мае 2018 года, могут не оправдаться.
Как пишет Бонни Кристиан в статье «Санкции против Ирана представляют угрозу для самих США», опубликованной в американском аналитическом издании The National Interest, «непреднамеренные последствия санкций угрожают благополучию иранского народа, а потому могут нанести ущерб нашим отношениям с союзниками и вовлечь Вашингтон в третью по счету войну в Персидском заливе». Суть ее рассуждений в том, что карательные меры, которые, скорее всего, не приведут к позитивному результату, - это путь к дальнейшим конфликтам, а не к сотрудничеству, миру и продвижению американских интересов. То есть цель гринго должна заключаться в продуктивном взаимодействии с шиитским государством. И она, безусловно, права в своем утверждении, что санкции угрожают благополучию иранского народа.
Не всякая правда истинна
Однако дальше буйное воображение автора явно уносит ее прочь от реальности. Судите сами - главными союзниками США на Ближнем Востоке являются Турция и страны Залива, предводительствуемые Саудовской Аравией (не сбрасывайте со счетов Израиль как основной катализатор взаимной ненависти). Все они так или иначе имеют свои исторические и геополитические счеты с нашими южными соседями, а потому были бы неимоверно рады их ослаблению. Поэтому предположение, что санкции против Ирана нанесут ущерб отношениям США с союзниками, не выдерживает никакой критики. Что касается вероятности войны в Заливе, то возможность ее носит весь и весьма гипотетический характер, поскольку любая попытка муллократии блокировать залив будет ее последней ошибкой. Ведь это даст Вашингтону повод для нанесения сокрушительного авиационного и ракетного удара по всей жизненно важной инфраструктуре южан, после которого их государство (если только будет существовать) долгое время не сможет оправиться. Иранская теократия прекрасно отдает себе отчет в этом, и ее воинственная риторика предназначена исключительно для внутреннего потребления.
Автор также указывает, что санкции, к которым прибегают США как к универсальному средству, чтобы заставить то или иное государство согласиться с условиями Вашингтона, на практике зачастую не могут обеспечить заранее предсказуемый результат. По ее словам, успешных примеров использования санкций мало. «Анализ 85 случаев применения санкций в сфере международной безопасности показал, что за последнее десятилетие успеха удалось достигнуть только в четырех случаях. Это свидетельствует о том, что санкции не могут гарантировать достижения основных внешнеполитических целей, но при этом могут пострадать невинные гражданские лица, которые не могут оказать особого влияния на действия своего правительства», - пишет Кристиан.
Но она - гуманитарий, а не политтехнолог, а потому не учитывает того факта, что мы живем в быстро меняющемся мире, в котором обладателями передовых технологий являются в основном страны Запада, и по этой причине конфронтация с ними таких технологически зависимых государств, как Иран, ведет к еще большему их отставанию и даже сворачиванию уже существующих внутренних производств ввиду нерентабельности.
В конце концов, никто не отменял экономическое давление как один из инструментов политики, точно так же как и дипломатия, войны, кибер-войны и т.д. И когда интересы государств сталкиваются, то они для достижения своих целей, в зависимости от поставленных задач, прибегают к тем или иным инструментам. Не случайно прусский генерал и военный теоретик Карл фон Клаузевиц говорил, что «война есть продолжение политики иными средствами». Поэтому автор гуманной антианалитики зря сетует, что иранское население в прошлом уже испытало на себе негативные последствия американских санкций и что в 2011-2013 годах в Иране количество семей, живущих за чертой бедности, увеличилось с 22% до 40%. Ну да, все это было, кроме того, риал тогда обесценился наполовину, цены на продукты первой необходимости спекулянты взвинтили аж на два порядка, а здоровье миллионов дехкан оказалось под угрозой из-за нехватки западных медицинских препаратов (азиатские аналоги оказались неэффективными и часто приводили к серьезным побочным эффектам). Правда и то, что после восстановления американских санкций подобная ситуация может повториться вновь и, судя по замыслу Белого дома, даже ужесточиться.
Институт благородных девиц
Я, конечно, не «ястреб», но меня всегда удивляет, как можно доверять написание аналитической статьи «рафинированным созданиям» в юбке, которые даже при весьма жесткой геополитической диспозиции таких непримиримых противников, как США и Иран видят клумбы, завивки и ужимки, кухни, школы, больницы и молящихся прихожан. Особенно неприятно представлять себе автора из безбожной заокеанской державы, на чью долю приходится больше всего умышленных разрушений, иной раз не обусловленных боевой обстановкой или какой-нибудь военной необходимостью.
Так что поскольку санкции направлены и на банковский сектор Ирана, они непременно приведут к блокированию поставок всех западных товаров, включая медикаменты, следствием чего станут обязательные жертвы среди гражданского населения. Понятное дело, всеобщий дефицит, вызванный санкциями, поначалу будет подпитывать антиамериканские настроения в обществе к югу от Араза, укрепляя позиции режима и экстремистских элементов. Разумеется, на первых порах это действительно послужит усилению позиций консерваторов в Иране, но только на первых, а со временем настроения в обществе начнут меняться и поддержка консерваторов сойдет на нет. А ведь санкции рассчитаны на продолжительное время - как минимум до окончания президентского срока Трампа.
Ошибочен и тезис о том, что все более жесткие санкции увеличивают риск возникновения военного конфликта, так как на фоне сепаратистских настроений муллократии невыгодны масштабные столкновения с высокотехнологичными армиями США и Израиля.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать