• среда, 24 Апреля, 17:51
  • Baku Баку 27°C

Политические препятствия

24 ноября 2018 | 10:51
Политические препятствия

ПОЗИЦИЯ
Прав был президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, когда говорил, что его страна больше нужна Евросоюзу, чем это надгосударственное объединение Анкаре. После того как европолитики встали в позу, говоря о нарушении прав человека, несовместимых с их цивилизацией (!?), турки и вовсе перестали «стучаться в двери», оставив в подвешенном состоянии все наработки, включая даже договоренность о сирийских беженцах, взвалив всю заботу о них на свои плечи.
Но на днях, похоже, что-то случилось, раз уж верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и европейский комиссар по вопросам расширения Евросоюза Йоханнес Хан напросились на переговоры с главой МИД братской страны Мевлютом Чавушоглу. По большому счету, он их дипломатично отчитал, заявив, что ведущие члены евроблока предоставляют убежище противникам Анкары.
Правильная тактика
Вообще-то, глава внешнеполитического ведомства братского государства верно избрал наступательную тактику, поскольку он является принимающей стороной, а значит, и хозяином положения, во-вторых, не он напрашивался на прекращение игры в молчанку - упомянутый визит стал первым рандеву в рамках политического диалога, состоявшимся за последние полтора года.
Если совсем уж начистоту, с самого окончания Второй мировой войны Турция надежно прикрывает тылы боязливых европейцев от так называемой «русской угрозы», является 80-миллионным рынком сбыта товаров из ЕС, будучи эдаким громоотводом, первой принимает на себя удары террористов, пополняет ряды трудовых мигрантов дисциплинированными и обязательными разнорабочими, водителями, садовниками, сантехниками, полицейскими, а в последнее время еще и профессурой, бежавшей от власти из боязни репрессий.
Что касается самого выступления Чавушоглу, то начал он за здравие, похвалив Европейский суд за «примечательное решение» оставить «Курдскую рабочую партию» в списке террористических организаций. И он прав, поскольку будучи «отформатированной» в 1978 году, с тех пор она на финансовые и прочие средства стран Запада ведет борьбу даже не с турецким правительством, а по большей части с мирными гражданами, прикрываясь стремлением создать независимое государство. Для справки: ее непрекращающиеся атаки до сих пор унесли жизнь более 40 тыс. человек, а сама она внесена в список террористических организаций Турцией, США и Евросоюзом. Вот вам и парадокс - американцы считают эту структуру вне закона, зато за последние четыре года выделила около 10 млрд баксов (половину составило современное летальное оружие) сирийским курдам, тесно сотрудничающим с турецкими, иранскими и иракскими курдами, да и вообще с сепаратистски настроенными соплеменниками по всему миру. Есть еще один момент: на глазах у европейской «демократии» КРП проводит санкционированные митинги, демонстрируя свои флаги и символы и даже портреты своего лидера Абдуллы Оджалана.
Обо всем этом (с фактами на руках) Чавушоглу рассказал своим коллегам, попутно раскритиковав членов Евросоюза, которые предоставили убежище последователям проповедника Фетхуллаха Гюлена. По мнению Анкары, именно «участники этого террористического движения» виновны в попытке организовать государственный переворот в Турции в середине июля 2016 года.
Разговор по существу
Могерини, в свою очередь, приветствовала попытки Турции ускорить политические реформы и таким образом укрепить отношения с европейским блоком. «Турция - страна-кандидат и ключевой стратегический партнер Евросоюза. Наши связи чрезвычайно важны не только для ЕС и Турции, но и для нашего региона и международной политики в целом», - напомнила она самой себе обязательства ЕС по продолжению переговоров.
Сама встреча была посвящена сразу нескольким ключевым темам, так как по ним существует некий консенсус - по ее итогам высокопоставленные дипломаты заявили о важности сохранения ядерного соглашения по Ирану. Кроме того, стороны выступили за сохранение экономических выгод для Тегерана и поддержали подписанный в Сочи меморандум по сирийскому Идлибу о недопущении эскалации напряженности.
Как известно, в конце июня после победы Эрдогана на президентских выборах, Совет Евросоюза прекратил переговоры о присоединении этой страны, приостановив работу по укреплению таможенного союза Анкары и Брюсселя. Появление на повестке дня темы реанимации контактов говорит о том, что несмотря на то, что далеко не во всех странах Старого Света эта идея поддерживается, ЕС не намерен прекращать отношений с «нехорошим» соседом.
Но и Турция не желает окончательно положить конец процессу вступления в крупнейшее и богатейшее межгосударственное образование - хотя бы потому, что не желает захлопнуть окно возможностей. Не случайно Чавушоглу заявил, что «политические препятствия», чинимые Брюсселем для блокирования движения Турции в ЕС, недопустимы.
Надо сказать, что требования к Турции, выдвигаемые коллективным Западом, нередко носят тенденциозный характер. Более того, налицо конъюнктурные манипуляции вопросами демократии и прав человека. Для каждой страны, представляющей в конъюнктурных планах Запада особую геополитическую значимость и не вписывающейся в предписанные ей роли, отыскивается соответствующий компромат, позволяющий при необходимости осуществлять политическое давление.
Примером такого конъюнктурного манипулирования может служить тема «армянского геноцида», которая издавна используется в отношении стремительно развивающейся и наращивающей самостоятельность Турции.
Странный неформат
Описывая противоречия между партнерами, руководитель Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу сообщил корреспонденту газеты «Каспiй», что глубинные проблемы упираются в разделение ветвей власти в братской стране:
- Если помните, в апреле прошлого года там был проведен референдум (конституционная реформа), в ходе которого должность премьер-министра ликвидирована. Вместо него существует пять вице-президентов, которых назначает самолично глава государства, в руках которого сосредоточена вся исполнительная власть без каких-либо ограничений. То же самое касается парламента, который поставлен в зависимость от президента - формально он может отстранить его от власти при голосовании двух третей депутатов. Но на практике это нереально, так как более половины народных избранников представляют партию власти.
Но самой главной проблемой в отношениях Турции и ЕС является судебная система - всех судей в стране также назначает президент. Кроме того, в турецком законодательстве присутствует уголовная статья, предусматривающая ответственность «за оскорбление власти». По ней за последние два года возбуждено около 3 тыс. дел, закрыто 150 изданий.
Все это является недопустимым для Европы. И потому Брюссель требует, чтобы турецкое законодательство должно быть кардинально изменено в соответствии с требованиями ЕС.
Все это, конечно, было бы правильным, если бы не одно «но». Не менее, а, пожалуй, даже более проблемные страны Восточной Европы, совсем недавно вырвавшиеся из социалистического лагеря, уже давно приняты в Евросоюз. При этом по 35 пакетам переговоров между Турцией и ЕС вообще не было. Очевидно, что это долгий путь, который займет много лет. Поэтому у жителей братской страны сложилось мнение, что в Старом Свете в качестве «своих» их видеть не хотят, тем более что часть европейских лидеров в открытую об этом говорят. Естественно, реакция Анкары на такое отношение крайне негативная.
Поэтому после всех претензий, которые предъявлялись Турции, возобновление переговорного процесса можно рассматривать как позитивное явление. Вести переговоры и договариваться надо. И общих тем более чем достаточно - от беженцев и сирийского урегулирования и до экономического взаимодействия. Есть противоречия, но Турция и ЕС заинтересованы в экономическом и международном сотрудничестве.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать